Постановочное заседание FIA или почему Феттель избежал наказания
AUTOSPORT.com.ru пытается разобраться в том, зачем FIA надо было устраивать дешевую мыльную оперу с собранием комиссии в парижской штаб-квартире только ради того, чтобы показательно пригрозить Себастьяну Феттелю пальчиком и закрыть дело о неоднозначном эпизоде на Гран При Азербайджана.
На протяжении всей прошлой недели только ленивый не судачил о стычке Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля на Гран При Азербайджана.
После гонки Феттель начал оправдываться и говорить, что Хэмилтон его оттормаживал. Льюис же мгновенно назвал действия Себастьяна позором и предложил немцу выяснить отношения вне кокпита автомобиля.
Дружбы и уважения больше нет, горшки побиты... СМИ раскручивают этот инцидент по полной, опрашивая действующих и бывших пилотов Ф1 и даже участников других серий, рождая множество пестрых заголовков о том, кто прав, а кто – виноват.
Пользователи в сети с никнеймами вроде "FUFerrari" и "LewisTheBest" принялись оценивать вероятность и степень наказания Феттеля за проступок, и вот уже кажется, что ситуация Хэмилтон/Феттель обсуждается домохозяйками на кухне.
Говорить о ней можно много и долго, но стоит ли, ведь у каждого найдется свое "ИМХО".
Очевидно, что Феттель вспылил на ровном месте и абсолютно справедливо получил штраф, вроде бы – точка, но в среду, 28 июня Жан Тодт инициирует дополнительное расследование по инциденту в Баку.
«В Ferrari будут надеяться на вердикт без применения к ней санкций, но не факт, что ожидания оправдаются. Просто неразумно ещё раз поднимать вопрос, чтобы просто дать понять Феттелю, что он повёл себя неподобающе, – отмечается в анализе Crash.net. – Есть и другое, более важное объяснение, почему подобный ход событий маловероятен.
Не забывайте, что гонщик Ferrari оказался под вниманием FIA второй раз за последние восемь месяцев. В ноябре прошлого года Феттель оскорбил по радио гоночного директора Чарли Уайтинга. Но тогда поступок сошёл немцу с рук, во многом благодаря публичному извинению. Ожидать подобного хэппи-энда в этот раз, как понимаете, бессмысленно».
Продолжили "подбирать" наказание для Себастьяна и в Sky Sports.
«Исключение Феттеля из протокола Гран При Азербайджана – наверное самый вероятный исход слушаний. Многие до сих пор не удовлетворены решением по Феттелю и убеждены, что он должен был увидеть черный флаг и, соответственно, прекратить борьбу в гонке за свои действия в отношении Хэмилтона».
Также в сети после данного заявления FIA стали всплывать неоднократные сравнения поступка Себастьяна с тем, как поступил Михаэль Шумахер с Жаком Вильнёвом на Гран При Европы в Хересе, за что впоследствии получил дисквалификацию по итогам сезона. Однако между эпизодами есть два отличия.
Во-первых, в последней гонке кампании, когда на кону стояла судьба титула, Шумахер прекрасно знал, что если он выбьет Вильнёва, как он это удачно провернул с Деймоном Хиллом в Аделаиде-1994, то станет чемпионом мира. Отсюда следует вывод, что Михаэль действовал намеренно, что, впрочем, и постановила в итоге FIA.
Феттелю же в режиме следования за машиной безопасности банально "сорвало крышу", так как он был разъярен поведением Хэмилтона, будучи на 100% убежденным в том, что Льюис его оттормаживал, в результате чего и произошел срыв.
Хочется верить, что Себастьян не станет повторять подвиги своего кумира в решающие моменты чемпионского сражения. По крайней мере, до этого момента Феттель не давал повода так думать. Пока Себастьян не ухудшил свою репутацию, сравнивать его с Шумахером не стоит, потому что на фоне Михаэля он выглядит святой Девой Марией.
Во-вторых, сразу после инцидента в Хересе Шумахер извинился, признав свою ошибку. И [барабанная дробь] журналисты начинают оказывать давление на FIA, мол если он признался в содеянном, где дескать наказание?
А теперь представьте, что было, если бы Феттель извинился в современную эпоху, когда миром правят соцсети? Его бы стерли в порошок, посчитав это проявлением слабости и трусости перед лицом неминуемого наказания. Но руководство Ferrari поступило мудро, не став приносить извинения раньше времени, а сделала их, когда наступил подходящий момент, а именно на заседании комиссии FIA в Париже.
Себастьян Феттель избежал наказания, FIA закрыла дело
А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны: если FIA достаточно было услышать от Феттеля только извинения, а от Ferrari – приверженность принципам FIA, то к чему было устраивать весь этот цирк с собранием специальной дисциплинарной комиссии в Париже?
Но в FIA посчитали, что устроить показательное выступление для публики и оставить решение стюардов в силе, это наилучший вариант выхода из ситуации.
И тут вступают в ход аргументы вроде "если бы Феттеля дисквалифицировали в Баку, это бы отразилось на чемпионской гонке". Да, отразилось бы. Если бы стюарды показали Себастьяну черный флаг, то сейчас бы в турнирной таблице чемпионата был абсолютный паритет: оба лидера имели бы в активе 141 очко.
Но решение о невмешательстве FIA в ход развития событий был, честно говоря, ожидаемым, потому что во всей красе сработал триумвират Жан Тодт/Росс Браун/Ferrari.
Не стоит забывать, что Браун последовал за Шумахером в Ferrari в 1997-м и проработал там десять лет бок о бок с Жаном Тодтом, трудившимся в Скудерии с 1994 по 2009 год.
Именно Браун после заявления FIA об инициировании расследования сказал: «Да, такого не должно было случиться, но это именно та страсть, которую мы хотим видеть от двух гонщиков, сражающихся за чемпионство. Себастьян осознает свою ошибку, и она станет ему уроком. Пусть и дальше гонщики будут показывать свои эмоции, но не в таком сыром виде, как в Баку».
Не слишком ли либеральный подход у спортивного директора Ф1, и не слишком ли много бывших друзей-коллег по Ferrari сейчас управляют Ф1 и автоспортом в целом?
Несмотря на то, что по всем канонам этики руководители должны быть беспристрастными в принятии важных решений. Но ведь душевную ангажированность доказать, проявить на пленке или увидеть под микроскопом нельзя.
Какой же выход из этой ситуации?
После гонки один из трех стюардов Пол Гутьяр сказал: «Мы могли показать Феттелю чёрный флаг или дисквалифицировать на один Гран При. Но машина Хэмилтона не получила повреждений, поэтому мы не стали серьёзно вмешиваться в ситуацию в чемпионате».
Как показывает практика, решения стюардов не могут отменить, их могут только усугубить. То есть, если бы в Баку они показали Себастьяну черный флаг, то FIA уже бы не смогла отменить это решение. Более того, разум подсказывает, что в этом случае, FIA не пришлось бы с пресловутым пафосом созывать комиссию: ей оставалось лишь пожурить Ferrari и Феттеля в официальном заявлении.
Поэтому действия стюардов должны быть четко регламентированы и их состав должен быть неизменным, для того чтобы пресса и болельщики в случае принятия неоднозначных решений в одинаковых ситуациях могли спросить, почему они поступили в одном эпизоде так, а в другом – иначе.
Ведь мы неоднократно видели неоднозначные решения стюардов на протяжении последних сезонов. Что далеко ходить за примером: вспомним хотя бы двойной штраф Даниила Квята в Монреале, когда стюарды "заблудились в двух соснах".
Подводя итог всему вышесказанному, во всей этой истории нет злодеев и крайних. Феттель виноват лишь в том, что дал волю эмоциям и не смог сдержать себя в спорном моменте. Очевидно, что для немца это станет уроком.
Но верите ли вы в то, что FIA вынесла бы такой мягкий вердикт, если на месте Феттеля в данной ситуации оказался Серхио Перес, Маркус Эрикссон или Кевин Магнуссен? Не уверен. А если на месте пострадавшего (Хэмилтона) был бы один из пилотов Ferrari?..
Егор Моторченко, AUTOSPORT.com.ru