Как работает система DRS и что в ней может сломаться?
По ходу Гран При Бахрейна на Ferrari F138 Фернандо Алонсо возникла довольно редкая проблема - при использовании системы DRS (Drag Reduction System - система снижения лобового сопротивления) на ранней стадии гонки подвижный элемент заднего антикрыла машины заклинило в открытом положении.
В боксах устранить проблему так и не смогли, из-за чего Фернандо пришлось заканчивать гонку, вовсе не используя эту систему.
Обычно DRS работает надежно. Единственным проблемным случаем, который приходит на память, было заклинившее антикрыло на Mercedes W03 Михаэля Шумахера на прошлогоднем Гран При Канады, из-за чего семикратному чемпиону мира пришлось сойти с дистанции.
Система снижения лобового сопротивления была представлена в Формуле 1 в 2011 году для оказания помощи при обгонах и пришла на смену запрещенной идее F-воздуховода. При определенных обстоятельствах гонщики имеют право открыть заднее антикрыло, создав зазор между плоскостями в 50 миллиметров. Это приводит к увеличению скорости машины на прямых, облегчая обгон впереди идущих пилотов.
Для активации системы DRS команды используют гидравлическую систему автомобиля - специальный трубопровод проложен от коробки передач до приводного механизма заднего крыла.
С годами положение привода DRS и принцип его работы менялись. Изначально большинство команд располагали приводной механизм DRS в дополнительной средней стойке заднего антикрыла, и при открытии пластины привод просто толкал подвижный элемент вверх. Вскоре от этого отказались и стали размещать приводной механизм внутри гидравлического коллектора непосредственно над крылом. Такое его расположение позволило избавиться от нежелательного аэродинамического эффекта, создаваемого самим приводом.
Механизм, расположенный внутри коллектора, открывает плоскость крыла либо напрямую, либо через небольшой рычаг. Это делается для того, чтобы зазор между плоскостями крыла не превышал 50 мм, обозначенные в техническом регламенте.
Когда пилот активирует гидравлический привод DRS, тут же приводится в движение поршень, открывая подвижную часть антикрыла.
Когда гидравлическое давление ослабевает, в дело вступает аэродинамика, и давление воздуха закрывает крыло без помощи гидравлики.
В случае с F138 приводной механизм открывает крыло при помощи небольшого шарнира, примерно как на машине Lotus (на фото). Однако привод позволил подвижному элементу подняться слишком высоко, воздушный поток попал под пластину и довернул ее вверх, не позволив ей вернуться в первоначальное положение.
На первом пит-стопе Фернандо пластину легко вернули в исходную позицию, но на круге выезда из боксов случился рецидив. А поскольку во время пит-стопа этот механизм поменять невозможно, Алонсо был вынужден продолжать гонку без использования DRS.
Судя по всему, используемый в Ferrari механизм не способен предотвратить открытие антикрыла на величину, большую заданной.
Ограничитель открытия может быть установлен как на соединительном механизме, так и на самом гидравлическом приводе.
И хотя эта проблема возникает очень редко, в Ferrari перед Гран При Испании вынуждены будут исследовать свою систему DRS на случай повторения этой ситуации.