Формуле 1 нужно перестать сбивать с толку болельщиков
Если FIA и дальше не сумеет должным образом контролировать вопросы нарушения пределов трассы и гибкости антикрыльев, то рискует вконец запутать болельщиков, которые могут попросту утратить веру в спорт. Объясняет Гэри Андерсон
Для зрителей и простых поклонников Формула 1, должно быть, выглядит весьма сложным и запутанным видом спорта. Автор данного материала был так или иначе вовлечён в деятельность Больших Призов на протяжении 40 последних лет – и теперь готов признать, что происходящее и впрямь становится всё сложнее и сложнее.
Приведём наглядный пример в виде популярной в последнее время темы – нарушения пределов трассы.
На протяжении многих лет мы видели большое разнообразие всевозможных вариантов мер безопасности на автодромах. Подходов было множество, начиная с травяных или асфальтированных зон вылета и заканчивая укрытыми деревьями, тюками сена или гравийными ловушками. Все эти приёмы в своё время считались вполне передовым.
Ныне превалирует тенденция обширных участков с твёрдым покрытием. Это здорово, поскольку в случае ошибки пилот имеет шанс вернуться в борьбу. Также подобное решение хорошо с точки зрения безопасности, так как у гонщика есть достаточно места, чтобы значительно снизить скорость перед любым потенциальным ударом об ограждение.
С другой стороны это открывает для пилотов возможность сознательно нарушать границы трассы, выигрывая за счет этого в скорости – а значит и во времени.
Проблема заключается в том, что по ходу сезона мы так и не увидели хотя бы признаков последовательности в подходе к разрешению спорных моментов.
Простому зрителю очень непросто понять, почему на одной трассе пилотов наказывают штрафным проездом по пит-лейну или даже аннулируют их результат из-за того, что они широко выходят из поворота, – как мы это могли неоднократно наблюдать в предпоследнем вираже на Гран При Австрии – но уже на следующем этапе никаких санкций за схожее нарушение не следует?
Формула 1 выступает в Монако, где трасса огорожена на всем протяжении металлическими отбойниками. В Сингапуре ситуация практически аналогична [можно вспомнить и кольцо в Сочи, где картина почти такая же].
На этих трассах пилоты должны четко соблюдать границы гоночного полотна, или же им придётся дорого за это заплатить. Вопрос в том, почему такой подход не может быть обязательным везде?
На каждом автодроме пространство, отведённое для соперничества участников Гран При, лимитировано с обоих сторон белыми линиями. Согласно правилам, два из четырёх колёс машины должны в любой момент оставаться внутри ограниченной области.
Контролировать выполнение этого правила без особого труда смогут сами пилоты и команды, а соответствующий пункт в регламенте нужно прописать так: "если гонщик выезжает за пределы белой линии, он не должен получить при этом преимущества".
Установить такое преимущество, в свою очередь, также довольно просто. Если в конце круга, когда были нарушены границы трассы, пилот сократил отставание от соперника впереди или увеличил отрыв от ближайшего преследователя, а равно благодаря выезду в зону безопасности совершил обгон, то должен тотчас замедлиться, чтобы нивелировать полученный выигрыш.
Контролировать исполнение может команда по радио или гонщик самостоятельно. Всё просто. Если же кто-то игнорирует норму, тогда в игру вступает FIA, обеспечивая неукоснительное выполнение правила.
Причина, по которой был разобран этот пример, проста: всем – включая, по моему мнению, и большинство команд – хочется, чтобы Формула 1 функционировала эффективно и делала это в честных и равных условиях.
Та непоследовательность, которую мы наблюдали на протяжении года, порождает сомнение в том, что сейчас это действительно так.
Дисквалификация пилотов Red Bull Racing по итогам субботних заездов на Гран При Абу-Даби из-за чрезмерной гибкости передних антикрыльев – вопрос из этого же ряда, но гораздо более серьёзный.
Почему команды так заинтересованы в гибких антикрыльях? Всё просто – современные машины Формулы 1 испытывают недостаточную поворачиваемость в медленных и среднескоростных поворотах, но если вы увеличите угол атаки переднего крыла, то возникнет избыточная поворачиваемость в быстрых виражах, а также дополнительная нагрузка на заднюю резину.
Таким образом, антикрыло, которое сгибается под действием аэродинамических нагрузок, помогает справляться с обеими ситуациями: у вас есть и дополнительное сцепление передних колёс на медленных участках, и уменьшенное лобовое сопротивление в скоростных секциях, позволяющее экономно расходовать заднюю резину.
В пункте 3.15 технического регламента чётко прописано, что элементы кузова должны быть жестко закреплены на автомобиле, а это означает полное отсутствие какой-либо степени свободы и люфта любых деталей.
Относительно подрессоренной части автомобиля кузовные элементы должны оставаться неподвижными.
В той или иной мере гибкой является любая деталь, но когда вы специально создаете компонент, предполагая такое поведение, здесь налицо явное и преднамеренное нарушение регламента.
Выявив нарушение, FIA – и это особенно досаждает мне – аннулировала квалификационные результаты пилотов Red Bull. Так как в тренировках оба показывали достаточно высокую скорость, их допустили к старту – с последнего ряда решетки.
Проблема лишь в том, что до того по ходу уик-энда Феттель и Риккардо также ездили на машинах, не соответствующих регламенту. Тем не менее, именно в такой спецификации они могли – чисто теоретически – выйти на старт гонки.
Правила также четко указывают, что если вы что-либо меняете после начала квалификации, когда автомобили подпадают под условия закрытого парка, то новые детали должны быть той же массы, момента инерции и предназначения, что и первоначальные. В противном случае операция считается изменением спецификации машины, за что в качестве наказания следует старт с пит-лейна.
Никто не сможет убедить меня, что приведение передних крыльев на машинах Red Bull в соответствие регламенту не изменило их функциональную составляющую. В конце концов, пилоты стартовали с пит-лейна за рулём автомобилей, передняя часть которых работала уже совершенно иначе.
Однако летом в Германии, когда команда Mercedes сменила тормозные диски (следует подчеркнуть, что и это было сделано вовсе не по букве закона), возник прецедент, согласно которому одна деталь может быть заменена на точно такую же от другого поставщика, и никто не будет наказан стартом с пит-лейна. В Red Bull также попытались замутить воду.
Главный оправдательный аргумент команды заключался в том, что и их соперники поступают таким же образом. Тщательно проанализировав видеозаписи заездов в Абу-Даби, я оценил по десятибалльной шкале степень изгиба элементов переднего антикрыла. Вот, что вышло:
Red Bull Racing - 10 (в предгоночной спецификации)
Ferrari - 7 (точную оценку дать сложно)
Williams, Mercedes, McLaren - по 2
Toro Rosso - 1
Таким образом, я не согласен с аргументацией Red Bull Racing.
На мой взгляд, чтобы впредь исключить такого рода нарушения, команде стоило вынести гораздо более жёсткое наказание. В противном случае, ситуация лишь обострится.
Если бы решение предстояло принимать мне, результатом стало бы немедленное исключение Red Bull из числа участников Гран При за использование не отвечающего правилам автомобиля. Затем, правда, я бы всё же позволил пилотам стартовать с пит-лейна, но только если бы команда смогла доказать, что машина теперь полностью соответствует требованиям правил.
Свод технических и спортивных законов дают на это полное право:
Пункт 2.4 технического регламента гласит: "Автомобили должны полностью соответствовать правилам на протяжении всего периода проведения соревнований".
Читаем далее. Пункт 2.7 технического регламента: "Обязанностью каждого участника является убедить технического делегата FIA и судей в том, что его автомобили полностью соответствует правилам на протяжении всего периода проведения соревнований.
Конструкция автомобиля, его компоненты и системы за исключением элементов обеспечения безопасности, должны соответствовать этим правилам, что проверяется путём физического осмотра узлов или материалов. Ни одна механическая конструкция не может проходить подобную проверку при помощи одного лишь программного обеспечения".
Статья 3.2 спортивного регламента: "Участники должны удостовериться, что их машины полностью соответствуют требованиям правил и нормам безопасности во время тренировочных заездов, квалификации и гонки".
Наконец, Статья 3.3 спортивного регламента: "Предоставление машины для технической инспекции считается предварительной гарантией соответствия требованиям правил".
В целом, соблюдение множества норм правил сейчас контролируется не должным образом и недостаточно последовательно.
Этот вопрос необходимо решить, и чем быстрее, тем лучше. Иначе у болельщиков могут начать возникать вопросы относительно справедливости в спорте.
Я бы не хотел, чтобы Формула 1 превратилась в автоспортивную версию боёв без правил, но если справедливостью и ясностью поступаются, такой исход является единственным логичным вариантом.
Как известно, в гонке Даниэль Риккардо совершил превосходный прорыв из конца пелотона на четвёртое место. Возможно, Red Bull Racing все же не стоит усложнять себе жизнь, прибегая к разного рода уловкам?