Мрачное будущее классических Гран При в Формуле 1
В последние годы наблюдается явно выраженная тенденция к снижению количества европейских этапов в календаре Формулы 1. И Дитер Ренкен убеждён, что ситуация будет только ухудшаться
Найдите календарь Формулы 1996 года – это был последний сезон перед тем, как Берни Экклстоун стал единолично контролировать бизнес в Формуле 1. Во-первых, бросается в глаза количество Гран При – 16 этапов.
Другим отличительным моментом календаря образца 96 года было то, что 11 гонок (а это 69 %) проходили в Европе. Остальные пять Гран При проводились в Австралии, Бразилии, Аргентине, Канаде и Японии. Также интересно, что в Германию и Италию Формула 1 приезжала по два раза в год – в Хоккенхайм и Нюрбургринг, а также в Монцу и Имолу (Сан-Марино), соответственно.
Актуальная версия календаря предстоящего сезона включает 20 Гран При. Даже 21, если принимать во внимание гонку в Корее, история с которой похожа на сплошной фарс. 20 этапов вместо 16 – это увеличение количества гонок на 25 %.
[>]Откуда в Формуле 1 столько неуверенности?
Если брать чисто пропорциональное соотношение, то в Европе в сезоне-2015 при таком раскладе должно проходить 14 этапов.
Однако на деле картина совершенно иная: Европа принимает лишь восемь Гран При (40%). Азию, которая ранее была представлена лишь Японией, Формула 1 посетит четыре раза, что составляет 20% от календаря.
Ближний Восток, который даже не был на радарах Больших Призов два десятилетия назад, принимает две гонки (10%), тогда как Северная Америка утроила своё присутствие. Южная Америка, конечно, потеряла Аргентину, но, если принимать во внимание оба континента сразу, то Америка теперь принимает Формулу 1 на 33 % чаще. Ещё один новичок – Россия, и только Австралию изменения не коснулись никак.
Кроме Аргентины мы потеряли Гран При Европы/Нюрбургринг (причем совсем недавно), Сан-Марино/Имола, Францию и Португалию. Из оригинального списка европейских этапов календаря 1996 года остались лишь Монако, Испания, Великобритания, Германия, Венгрия, Бельгия и Италия. Лишь семь этапов из одиннадцати…
На ежегодной церемонии Британского автоспортивного клуба в декабре прошлого года его президент Дерек Уорвик заявил, что европейские этапы находятся под угрозой. И эти слова были сказаны представителем владельцев одного из автодромов, который входит в календарь Формулы 1.
«Нам нужна помощь от Берни уже сейчас, - заявил победитель Ле-Мана и бывший пилот Формулы 1 всего лишь через пять дней после ”официального” подтверждения календаря на 2015 год. Однако чуть позже из этого “официального” варианта выпала Корея и, похоже, исчезнет еще и Нюрбургринг.
«Не одни лишь команды хотят справедливого распределения призовых, - сказал Уорвик перед тем, как перечислить список европейских этапов, которые исчезли из календаря за два десятилетия. А последние его слова лишь подтвердили тщетность надежд на улучшение ситуации: – Формуле 1 совершенно чуждо чувство традиций и преданности». После этой фразы ни у кого не осталось сомнений, кого он имеет ввиду...
Обычно в календаре присутствует как минимум одна оговорка со сноской, что определённый этап является предметом продолжающихся переговоров с держателем коммерческих прав, но в варианте на 2015 год ”звёздочка” стояла лишь напротив Гран При Кореи.
Таким образом, многие подумали, что судьба Нюрбургринга в безопасности, и кольцо будет продолжать по очереди с Хоккенхаймом принимать Гран При.
Но в безопасности Нюрбургринг был лишь до середины января, когда Экклстоун заявил, что Гран При Германии может быть проведен в абсолютно ином месте.
«У нас есть контракт с Хоккенхаймом, и нам просто следует изменить порядок ротации. Раньше этап чередовался с гонкой на Нюрбургринге, так что нам необходимо просто отменить эту норму, - сказал Берни в интервью Reuters. – Переговоры по контракту проходят, как мы того и ожидаем. Вскоре все формальности будут улажены».
Очевидно, что эти поправки не удовлетворили владельцев Хоккенхайма, а значит, у Берни Экклстоуна нет контракта - и следовательно Германия рискует в этом году остаться вообще без Гран При. И это всё несмотря на тот факт, что Формула 1 неизменно приезжала в эту страну с 1961 года. К тому же, Германия является ”домом” для обладателей Кубка конструкторов - команды Mercedes - и четырёхкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля, выступающего ныне за Ferrari.
Фактически с момента первого Гран При Германии в 1951 году страна лишь дважды не принимала этапы Формулы 1. В 1955 году гонку отменили после катастрофы в Ле-Мане, когда вылетевший за ограждение Mercedes стал причиной гибели 77 человек, а также в 1960 году, когда пилоты Формулы 2 пришли к выводу, что на их технике по овалу с большим уклоном выступать будет небезопасно.
Теперь велика вероятность того, что и в третий раз в истории Гран При Германии не состоится, а ведь пилоты этой страны выиграли девять титулов за 18 сезонов после упомянутого в начале статьи календаря 1996 года (11 после 1994 года). Кроме того, эта страна дала миру моториста, построившего двигатель, без которого Формула 1 в текущем виде не существовала бы.
Все дело в том, что, несмотря на превосходство Феттеля (и возвращение Шумахера в Формулу 1), уровень посещаемости обоих немецких автодромов за последние годы резко сократился, однако это случилось в основном из-за общей мировой тенденции в связи со значительным ростом цен. Как уже ранее объяснял AUTOSPORT, есть тысячи причин, почему ситуация сложилась таким образом, и одна из этих причин заключается в ротации Гран При Германии.
[>]Разлюбила ли Германия Формулу 1
Еще одна “вторая гонка для страны”, которая исчезла из календаря, это Имола. На прошлой неделе владелец итальянского автодрома выступил с резкой критикой текущей политики Формулы 1 относительно традиционных этапов.
В интервью итальянским журналистам главный менеджер автодрома Пьетро Бенвенутти заявлял, что Имола соответствует всем требованиям Формулы 1, но в то же время не рассматривается в качестве варианта для возвращения в календарь.
Он заявил, что делегация FIA во главе с директором по гонкам Чарли Уайтингом ещё в июне проинспектировала автодром, имя которого будет навсегда связано с гибелью Айртона Сенны в 1994 году. По словам Бенвенутти, Уайтинг дал Имоле зелёный свет, что означает, что трасса получила лицензию первого класса, которая истекает в июне 2017 года.
«Международный автодром имени Энцо и Дино Феррари соответствует всем требованиям на проведение любых соревнований под эгидой FIA, включая Формулу 1», - подытожил Пьетро.
Почему же Сан-Марино не рассматривается в качестве кандидата на возвращение в календарь? Причина банальна: «Проблема отнюдь не в инфраструктуре, а в стоимости проведения Гран При.
В текущей ситуации проведение гонки возможно лишь при поддержке правительства или щедрых спонсоров».
Есть ли ещё смысл удивляться, что единственным европейским этапом, которому удалось вернуться в календарь, стало австрийское кольцо Red Bull? Дитрих Матещиц, которого местные болельщики называют королём, не только тратит порядка $30 миллионов ежегодно на проведение Гран При, но также вкладывает немало денег в инфраструктуру округа, включая местный военный аэродром, куда теперь могут приземляться его дорогостоящие игрушки.
Могут ли небольшие городки, такие как Имола или Нюрбург, тягаться с этим левиафаном?
Конечно, нет, но мы хотя бы получили ещё один европейский этап. Вечно сражающиеся между собой нефтяные шейхи и сингапурские миллиардеры, пользующиеся всесторонней поддержкой процветающих городов-государств, попросту купили традиции, швырнув к ногам Formula One Group и CVC Capital Partners мешки с деньгами.
Однако этот процесс циничного лишения возможности традиционных этапов принимать Гран При, который обогатил владельцев спорта, не может продолжаться вечно. В одном из интервью бывший гонщик Формулы 1 Иван Капелли выразил опасения по поводу того, что автодром в Ломбардии ждёт такая же судьба, что и Имолу.
[>]По словам Берни Экклстоуна, Монца может покинуть календарь Ф1 через два года
Самый старый автодром, ныне присутствующий в календаре, Монца был открыт в 1922 году. Легендарное кольцо всего через семь лет отпразднует своё столетие. Однако Капелли, занимающего должность президента комитета продвижения итальянского автодрома, беспокоит вопрос, будет ли празднованию столетия сопутствовать проведение Гран При Формулы 1, или же годовщина превратится в простую формальность.
Капелли подтвердил, что переговоры с Экклстоуном действительно шли, и что контракт у Монцы рассчитан ещё на два года, однако дальнейшее будущее автодрома в Формуле 1 весьма туманно.
«Как я уже сказал, гонка в Монце состоится в 2015 и 2016 годах. Нам предстоит очень постараться, чтобы договориться о проведении Гран При в 2017 году и затем в период с 2017 по 2020 годы. Однако я попросил господина Экклстоуна о большем…
Я сказал ему: смотрите, в 2022 году автодрому исполняется сто лет, и мы уже думаем наперёд. Нас не интересует краткосрочный контракт, мы надеемся на длительное сотрудничество».
Можно ли представить празднование столетия Монцы без Гран При? Ответ однозначный – нет! Перед Капелли стоит непростая задача постараться сбалансировать расходы вопреки всему, чтобы обеспечить присутствие Монцы в календаре Формулы 1 ещё как минимум на семь лет.
«Для промоутеров добиться этого будет очень сложно, - признаёт итальянец. – Но мы уже работаем над стратегией и возможным сценарием развития событий. Мы уже провели встречи с мэром Монцы и Милана, а также главой области Ломбардия, ведь эти люди первыми быть вовлечены в проект.
Нам нужно создать команду, чтобы вместе разработать наилучшее предложение для господина Экклстоуна. Этот контракт – двустороннее обязательство, поэтому нам необходимо найти самый эффективный вариант для обеих сторон переговоров».
Всё это хорошо, но доходы от посещаемости падают, тогда как суммы взносов в карманы промоутеров, наоборот, увеличиваются. Как же решить этот вопрос?
«Нам необходима финансовая поддержка руководства региона. За последние три года на автодроме в Монце не проходили мероприятия, не связанные с автоспортом.
Это место абсолютно пустое, поэтому мы можем дать возможность желающим устраивать концерты, шоу, всевозможные мероприятия, чтобы немного заработать. Именно этим я и собираюсь заняться в следующие два года, чтобы затем заплатить запрашиваемую Формулой 1 цену».
Подумайте, что произойдет, если Капелли и компания не преуспеют в своей идее: Монца пополнит печальный список, куда уже входит Имола, семь автодромов во Франции, которые за всю историю Больших Призов принимали у себя Гран При, Эшторил, Херес, Зандворт, Андерсторп и, скорее всего, Нюрбургринг. Вместо всех этих легендарных мест болельщики будут вынуждены довольствоваться этапами на Сепанге и в Шанхае.