Моторы V8 должны остаться в прошлом
Недавнее предложение вернуть Формулу 1 к 8-цилиндровым двигателям и увеличить их мощность до 1000 л.с. способно ненадолго встряхнуть Большие Призы, но в долгосрочной перспективе, по мнению Лоуренса Барретто, это не снизит расходы команд и не пойдет на пользу спорту
Есть поговорка о том, что никогда не стоит возвращаться к прошлому - это влечет за собой одни разочарования. Глава менеджмента Ф1 Берни Экклстоун уверен, что именно это в настоящее время и пытаются сделать Большие Призы с учетом разговоров о возвращении к 8-цилиндровой формуле двигателей с увеличенной мощностью.
В чем-то Берни прав.
«Нам необходимо вернуться к более дешевым моторам», - сказал 84-летний британец. И с ним трудно не согласиться. Новые силовые установки и сопутствующие им агрегаты вышли действительно очень дорогостоящими. Расходы некоторых команд на двигатели превышают 18 миллионов фунтов стерлингов, что составляет примерно четверть от всего бюджета маленьких коллективов.
В эпоху выживания команд в спорте - не верите, спросите у Caterham и Marussia! - это не самый лучший вектор развития проекта.
Однако возвращение к "старым восьмеркам" не стоит воспринимать так, будто команды придут на завод, возьмут с полки оставленный здесь полтора года назад мотор, смахнут пыль с восьми его цилиндров, поставят на машину и поедут на дебютный этап в Австралию.
Помимо того, что им предстоит заново переоборудовать все свои производственные помещения, им также необходимо будет потратить немало сил и средств на увеличение мощности двигателя до 1000 л.с., и при этом постараться не выпрыгнуть за рамки технического регламента.
И хотя изначально в Mercedes и Ferrari были против внедрения новых технологий в Ф1, впоследствии первые из них вышли в единоличные лидеры чемпионата, а вторые в недавнее время смогли обрести уверенность и справились со своими былыми проблемами. Так с чего же они захотят уступать кому-то свои позиции?
В Бахрейне глава Mercedes Тото Вольф заявил, что в команде рассчитывают на то, что новые турбированные технологии и 6-цилиндровые агрегаты останутся в спорте, отметив при этом, что к этому склоняются все четыре производителя в Ф1.
К тому же, Тото признал, что было бы неплохо просто увеличить мощность моторов - при том, что в 2017 году они и так планируют поднять планку до 950 л.с. Также австриец высказался за увеличение громкости силовых агрегатов.
«Думаю, увеличить мощность довольно просто - нужно просто ослабить ограничения на расход топлива, - сказал Вольф. - Однако стоит задать вопрос, чего мы хотим добиться. Будет ли ощутимой разница между двигателями в 950 л.с. и моторами в 1000 л.с.?
Если увеличить расход топлива на 10 или 20 кг в час, то в итоге мы получим больше 1000 л.с.
Однако при этом важно будет пересмотреть ключевые компоненты двигателя с целью повышения их надёжности, а с этим связаны дополнительные затраты.
Мы все хотим более интересную формулу не только с точки зрения шасси, но и в плане двигателей. В данный момент мы обсуждаем варианты достижения этой цели».
Берни Экклстоун, в свою очередь, заявил, что согласен оставить в Ф1 6-цилиндровые агрегаты при должном контроле за расходами.
Также он признал, что переход Больших Призов на гибридные технологии действительно привел к снижению интереса к спорту части болельщиков и падению телевизионной аудитории спорта в целом.
«Ф1 - это не только технологии, но и развлечение, - сказал Экклстоун. - Нужно думать о тех, кто покупает билеты и приходит на трибуны.
Деньги ходят по кругу - публика платит за билеты, организаторы собирают деньги и платят нам, а мы платим командам.
Но если телевизионная аудитория снизится, и люди перестанут ходить на гонки, вся схема разрушится».
Если оставить 6-цилиндровую формулу двигателей, но увеличить их мощность до 1000 л.с., машинами будет сложнее управлять, что должно повысить общую зрелищность гонок Ф1. Гонщики тоже не будут против такого поворота событий.
«Думаю, любой пилот в любой гоночной серии не отказался бы от прибавки в 50 км/ч, - сказал австралиец в интервью AUTOSPORT. - И даже гонщики MotoGP не исключение, хоть они и носятся, как угорелые.
Мы все хотим ездить быстрее и управлять более мощными машинами. Это добавляет гонкам адреналина - а ради этого мы и гоняемся.
Возможно, это также позволит выделить из общей массы пилотов лучших представителей. Ведь увеличение скорости всегда на руку нам - молодежи».
Звучит здорово, не правда ли?
Ключевой момент - это стоимость. Как сказал Вольф, в дальнейшем расходы на совершенствование технологий должны снизиться, к тому же, если Ф1 - это вершина автоспорта, то она должна всегда стремиться вперед, а не возвращаться к истокам.
«Для нас, как клиентской команды, самым важным фактором является стоимость моторов, - призналась руководитель команды Sauber Мониша Кальтенборн. - Двигатели по-прежнему остаются очень дорогими, и это очень неразумно. Мы не хотели бы в этом участвовать».
Если адаптировать силовые агрегаты под снятие ограничений на расход топлива - это слишком дорого, то можно просто оставить все как есть и пустить ситуацию на самотек.
Со временем развитие 6-цилиндровых гибридных установок достигнет технологического потолка, что повлечет за собой значительное сокращение расходов на научно-исследовательские работы производителей.
В итоге может случиться так, что мы вновь придем к заморозке двигателей, как это было с V8 в 2007 году, и это приведет к существенному снижению цен.
Следующий шаг будет за производителями. Они должны будут сами договориться, или их должны обязать регламентом продавать установки командам по фиксированному тарифу. В этом случае клиенты смогут спланировать свои расходы и уменьшить риск банкротства.
«Мы понимаем, что производители хотят постоянно совершенствовать свои технологии, но все должно быть в разумных пределах, - продолжила Мониша. - Не думаю, что мы должны спонсировать их исследования, они и сами справятся. Вы никогда не увидите, чтобы в Mercedes использовали оборудование Ferrari и наоборот».
Что ж, слово за руководителями спорта, командами и производителями. Необходимо забыть о прошлом и двигаться в будущее - только так можно сохранить в Ф1 не только команды, но и болельщиков, и телевизионную аудиторию.