Формула 1 и MotoGP - что интереснее?
Минувший сезон в чемпионате мира по мотогонкам MotoGP оказался просто потрясающим, тогда как Формула 1 выдала очередное предсказуемое и заранее прогнозируемое действо. Но Бен Андерсон считает, что поклонники Больших Призов вправе рассчитывать на повышение интриги в чемпионате уже в ближайшем будущем...
Поговорите с болельщиками первенства MotoGP, наблюдавшими за прошлогодними баталиями за звание чемпиона мира, и они в один голос скажут, что это была поистине классическая битва за первенство, несмотря на то, что его концовка не всем пришлась по душе.
И именно этого накала страстей не хватало столь любимой нами Формуле 1 в последние несколько лет, а причина проста и банальна - подавляющее превосходство одной машины над остальными.
В прошедшем сезоне MotoGP сошлось воедино все то, что мы привыкли называть незаменимыми ингредиентами настоящего спортивного соревнования. Во-первых, чемпионату, наконец, удалось добиться паритета в балансе сил между двумя главными конструкторскими силами первенства - заводскими командами Yamaha и Honda. Как итог - пилоты обеих команд могли в равной степени претендовать на победы в гонках вне зависимости от типа трассы.
Во-вторых, лидер последних сезонов Марк Маркес к радости его антагонистов утратил былую уверенность в своих силах, что поставило его в роль догоняющего, тогда как на первые роли вышел многолетний герой чемпионата Валентино Росси.
Пусть легендарный итальянец и не всегда демонстрировал ту скорость, к которой привыкли его многочисленные поклонники по всему миру, но он выступал невероятно стабильно, в 12 первых гонках финишировав на подиуме.
Добавьте сюда грозного напарника Валентино по команде Yamaha Хорхе Лоренцо, время от времени показывавшего потрясающую скорость и ставшего в итоге триумфатором, и вы получите великолепный чемпионат с борьбой за первенство до самых последних поворотов заключительной гонки сезона.
К тому же, все трое претендентов на звание чемпиона уже не раз брали трофей, а их сильные и слабые стороны были настолько сбалансированы, что гонки приковывали внимание болельщиков до самых последних метров дистанции.
А что тем временем происходило в Формуле 1? Льюис Хэмилтон завоевал свой третий (и второй подряд) титул чемпиона мира за три этапа до окончания чемпионата, тогда как превосходство Mercedes над соперниками не стало меньше, чем годом ранее.
Если поинтересоваться предпочтениями людей, внимательно наблюдавших за обоими первенствами, большинство из них, безусловно, отдадут пальму первенства двухколесным баталиям, и винить их в этом нельзя.
Доминирование одной из команд - это всегда скучно и утомительно. Но это одна из составляющих частей любого вида спорта, и периодически она проявляется во всех без исключения дисциплинах.
Вспомните сезон MotoGP 2014 года и преимущество Маркеса над всеми своими соперниками. Тогда молодой испанец так же, как и Хэмилтон, одолел конкурентов в борьбе за свой второй титул за три гонки до конца чемпионата. Более того, Марк выиграл первые десять гонок сезона, чего давно не было в Формуле 1.
И посмотрите, как быстро все изменилось…
Безусловное преимущество одного из спортсменов вредит любому соревнованию, а по душе это лишь его персональным болельщикам, не замечающим ничего вокруг.
Но не стоит недооценивать мастерство пилотов и те трудности, с которыми они сталкиваются на пути достижения цели. К тому же, практически невозможно выиграть чемпионат за рулем не самой быстрой машины.
Конечно, все мы помним, как Ален Прост 30 лет назад принес победу McLaren в борьбе с более быстрыми машинами Williams, Кеке Росберг в 1982-м выиграл чемпионат, одержав всего одну победу, а Джон Сёртис взял титул в 1964-м за рулем Ferrari, уступавшей не столь надежным Lotus под управлением Грэма Хилла и Джима Кларка.
Великолепные и непредсказуемые сезоны, в которых гонщики, обладавшие не самой быстрой техникой, выходили на первые роли. Это всегда добавляет спорту остроты.
В последний раз классическая борьба за звание чемпиона мира в Формуле 1 велась в далеком уже 2012 году. Да, Себастьян Феттель в итоге взял свой третий подряд титул, но гонки в том году выигрывали восемь пилотов из шести разных команд, а немец завоевал первенство с превосходством над Фернандо Алонсо всего в три очка.
Конечно, все мы хотим, чтобы лучшие в мире гонщики выступали за лучшие команды и всегда боролись за призы. Именно этим отличалось первенство MotoGP в минувшем сезоне. Но я абсолютно уверен, что не за горами новые интереснейшие чемпионаты и в Королеве автоспорта.
Судите сами, сегодня все пилоты, когда-либо становившиеся чемпионами, сосредоточены в трех самых крупных командах на стартовой решетке. Проблема лишь в том, что эти коллективы пока находятся в разных технических весовых категориях.
Но понадобится не так много времени, чтобы восстановился статус-кво. В условиях стабильного регламента технические решения команд обычно унифицируются, и уже сегодня команда Ferrari не столь значительно отстает от лидеров из Mercedes, а если Скудерии удастся навязать им борьбу, это серьезно отразится и на внутрикомандном противостоянии Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга.
Да, коллектив McLaren-Honda провел ужасный минувший сезон, но с бюджетом у них полный порядок, к тому же, в их составе есть два экс-чемпиона мира. В заключительных гонках сезона-2015 шасси MP4-30 показало себя довольно неплохо, и если японским мотористам удастся в нынешнем межсезонье повторить прошлогодний подвиг Ferrari, а конструкторы в Уокинге придумают изящное решение в области подвески, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон могут вернуться в борьбу за самые высокие места.
К тому же, не стоит сбрасывать со счетов и молодых пилотов некогда грозной команды Red Bull Racing. Если их силовая установка под брендом TAG будет работать столь же стабильно, как часы знаменитой швейцарской марки, Даниэль Риккардо и Даниил Квят не преминут воспользоваться возможностью и вступить в сражение с лидерами.
В Формуле 1 все может поменяться довольно быстро даже в условиях стабильного регламента. Вспомните 2003 год - тогда ведь не было существенных изменений в техническом регламенте, но это не помешало соперникам навязать серьезную борьбу команде Ferrari, безраздельно властвовавшей годом ранее.
Вполне вероятно, что очередному всплеску активности конкурентов поспособствуют новые шинные правила от Pirelli. В следующем сезоне команды смогут выбирать из трех различных составов резины на гонку, что может добавить чемпионату интриги и разнообразить стратегии.
Однако технический руководитель Williams Пэт Симондс не столь оптимистичен в этом отношении.
«Когда команды выдвинули свои требования относительно шинного регламента, могло возникнуть некоторое подобие хаоса, - отметил специалист. - Проблема в том, что Pirelli на все предложения ответила буквально следующее: "Хорошо, мы будем выбирать два состава резины, а вы обязательно должны будете использовать один из них в гонке".
Но послушайте, в Формуле 1 работают далеко не дураки, и если при новых правилах будет существовать оптимальная стратегия, то мы быстро ее найдем. И никакой разницы в итоге не будет.
Можно провести параллели с сезоном-2003 - тогда мы впервые стали проезжать квалификацию с топливной загрузкой на гонку. Помню, мы в Renault сели, все проанализировали и решили относиться к квалификации, как к первому кругу гонки.
Конечно же, уже на следующем этапе многие до этого додумались, а через четыре гонки все использовали одинаковую тактику».
И все же чемпионат 2003 года получился очень интересным, несмотря на то, что все команды быстро разобрались в новых квалификационных правилах. И новые эпические сражения не за горами.
Если же и в следующем году соперники не смогут навязать борьбу Mercedes, через год будут сделаны значительные изменения в техническом регламенте, что наверняка повлияет на расклад сил в пелотоне - так было всегда.
Так или иначе, совсем скоро нас ждут новые захватывающие баталии за титул чемпиона мира в Больших Призах. Лично я в этом уверен.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько