Формула 1 – это просто бизнес, ничего личного...
В этой статье Бен Андерсон порассуждает о нынешней бизнес-модели Больших Призов и о том, насколько она жизнеспособна в современных условиях...
Формулу 1 постоянно обвиняют в том, что зачастую она жертвует спортом ради бизнеса. Аргументация в основном ограничивается тем, что сильные мира Больших Призов – это сплошь богатеи, которые заботятся лишь о том, чтобы еще потуже набить карман, а на спортивную составляющую соревнований им абсолютно наплевать.
Но реальность такова, что Формула 1 не может претендовать на звание глобального профессионального вида спорта без четкого бизнес-позиционирования.
«Все глобальные виды спорта являются таковыми по причине того, что организаторы нашли необходимые инвестиции для привлечения массовой аудитории, – заметил руководитель команды Mercedes Тото Вольф. – Невозможно сохранять свои ведущие позиции без телевизионного и иного медийного охвата по всему миру.
А для того, чтобы это реализовать, необходимы инвестиции – необходимы огромные доходы для финансирования. Таким образом, бизнес-модель выходит на ведущие позиции и в итоге занимает главенствующую роль.
И это делается не только с целью удовлетворить потребности акционеров, снимающих сливки в виде дивидендов, или команд, получающих доходы для совершенствования своих машин, но и для вложения дальнейших инвестиций в различные форматы вещания и проведения гонок, что делает их более привлекательными для зрителей. А это, в свою очередь, ведет к увеличению аудитории.
Именно поэтому эти две области – спорт и бизнес – так тесно связаны. В современном мире нет ни одного вида спорта, претендующего на приставку "глобальный", без привлечения серьезнейших инвестиций».
Однако это вовсе не означает, что бизнес-модель Формулы 1 идеальна и выстроена таким образом, чтобы строго соответствовать спортивной составляющей.
«Формула 1 – это спорт два часа в воскресенье 20-21 раз в году, всё остальное время это бизнес, – сказал босс команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер. – А у бизнеса свои законы – здесь и политика, и пересечение коммерческих интересов сторон – всё как в других глобальных видах спорта.
Конечно, каждая спортивная команда должна быть выстроена в соответствии с законами бизнеса – это часть игры в Формуле 1, но иногда команды нужно спасать от них самих.
В спорте всегда будут коллективы с различными бюджетами, и в условиях сокращающихся доходов не стоит стыдиться употреблять слово "прибыль".
Манчестер Юнайтед обладает огромными доходами, но в этом году они не выиграли Премьер-лигу. Конечно, увлекательно наблюдать за феноменами вроде Лестера, побеждающими за счет сплоченности команды и коллективного духа. В Формуле 1 тоже должно быть место таким проявлениям, однако в настоящее время фактор технологического прогресса в спорте слишком велик.
Если обеспечить все команды двойными доходами, им всё равно не хватит денег. И главными статьями расходов являются спортивный и технический регламент соревнований. Если руководство спорта действительно хочет ограничить расходы в Ф1, им в первую очередь необходимо обратить взоры на регламент.
Одна крайность – это подход серии GP2. Формула 1 в настоящее время находится на другом конце этого спектра.
Возможно, необходимо найти какую-то компромиссную позицию где-то посередине этого диапазона – такую, при которой не нужно будет содержать порядка 850 сотрудников для успешного функционирования команды.
Основная проблема состоит в нежизнеспособности существующей модели для независимых коллективов, поскольку сегодня расходы на порядок превосходят доходы, и командам приходится диверсифицировать области применения сил. К примеру, в Williams начали активно развивать свое подразделение продвинутых технологий для поддержания на плаву гоночной команды в Формуле 1».
Однако не только Большие Призы страдают от перекосов финансовой системы. Команды Английской Премьер-лиги постоянно жалуются на неравномерное распределение доходов в футболе, есть и масса других примеров.
В теннисе, допустим, очень трудно заработать деньги, не будучи одним из ведущих профессионалов в туре.
Но стоит отметить, что в Формуле 1 крутятся огромные деньги, а команд всего 11 – можно было бы постараться удовлетворить потребности каждой.
«Системой распределения доходов могут быть довольны лишь те команды, которые выигрывают, и в этом основной недостаток бизнес-модели Ф1, – отметил исполнительный директор McLaren Джонатан Нил. – Командам из нижней трети протокола ждать от системы ничего не приходится – они все равно потратят вдвое больше, чем получат в качестве призовых.
Таким образом, им просто придется искать дополнительную спонсорскую поддержку, тогда как на современном спортивном рынке выбор не так велик».
В результате менее успешные независимые команды, не обладающие поддержкой крупных автопроизводителей или богатых меценатов, вынуждены влачить жалкое существование. И причины этого кроются в несправедливом распределении доходов со стороны спорта.
Структура распределения призовых четко сформулирована, и, конечно, наиболее успешные команды всегда будут получать больше, но ведь есть и индивидуальные соглашения участников с держателем коммерческих прав, по котором им причитается гораздо большая часть доходов в сравнении с менее значимыми для спорта коллективами.
Однако команды нельзя назвать невинными овечками, ведь они по своей воле подписывали эти соглашения. При этом некоторые из них намекают на то, что их фактически вынудили поставить подпись под страхом выдворения из спорта. Вершиной противостояния явилась подача жалобы на распределение доходов в Ф1 в Еврокомиссию со стороны Force India и Sauber.
В качестве контраргумента власть предержащие традиционно замечают, что у Формулы 1 нет ничего общего с демократией, и если твой организм не способен выдерживать серьезных температур, просто выйди из парилки.
И все же финансовое состояние спорта далеко от идеального. Как заметил один из инсайдеров в паддоке: «В спорте крутятся миллиарды, денег должно хватить всем».
В стане французского моториста Renault также считают, что главным образом имидж Формулы 1 подрывает несправедливая система распределения доходов.
«Труднее всего в Ф1 говорить об экономии, ведь все без исключения аспекты спорта напрямую связаны с расходами, – сказал управляющий директор Renault F1 Сирил Абитбуль в интервью нашему сайту. – Речь идет об очень больших деньгах, львиная часть которых должна идти от спонсоров и доходов от трансляции.
Проблема в том, что спонсоры, инвестирующие средства в Формулу 1, хотят оказывать влияние на происходящее в спорте...
Понятно, что все без исключения желают внести свою лепту в технологическое развитие Ф1, но когда рассматриваешь все компоненты вместе – шины, топливо, электронику, шасси, – то приходишь к огромным суммам расходов, которые способны покрыть лишь существенные финансовые вливания.
Я согласен с тем, что Формулу 1 главным образом убивает несправедливая система распределения доходов в спорте. Как можно ждать равного противостояния при таких финансовых перекосах?
Еще одним негативным фактором является невероятная сложность нынешнего регламента на моторы, что также перекликается с вопросом о деньгах, так как не все производители получают одинаковые призовые, что влияет на их способность развивать технологии.
У нас не очень большая команда, но мы вынуждены содержать около тысячи сотрудников из отделов разработки двигателя и шасси. Это огромные расходы.
Формула 1 должна обеспечивать привлекательный продукт с точки зрения бизнеса, иначе производителям будет просто невыгодно участвовать в спорте. У меня лично есть финансовые обязательства перед советом директоров Renault, и мы вынуждены балансировать на грани.
Люди критикуют Берни за его недальновидные решения с целью повысить доходы спорта, но виноват не он один – также вина лежит на командах, которые своими действиями постоянно повышают планку – нанимают все новых сотрудников, тем самым увеличивая расходы.
Берни же делает лишь то, чего требует система».
Стоит также отметить, что телевизионная аудитория Формулы 1 резко сократилась, что также отражается на финансовом благополучии спорта. Однако, как выразился глава автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хембри, Ф1 постоянно ищет новые места для соревнований, что повышает привлекательность спорта в целом.
«FOM и Берни Экклстоун по-прежнему находят возможности заключать выгодные контракты с телевидением, – заметил Пол. – Да, в настоящее время трансляции переходят на платные каналы, что сказывается на охвате аудитории, но деньги в спорт приходят.
К тому же, Ф1 все время открывает новые места. В этом году к нам присоединился Азербайджан, с нами уже Россия, Мексика… Так что люди по всему миру по-прежнему не прочь вкладываться в модель современной Формулы 1».
То же самое можно сказать и о соревновательной части спорта. Примечательно, что новичок в мире Больших Призов – Джин Хаас – позитивно отозвался о действующей в Ф1 финансовой структуре.
«Мы внимательно изучили условия контракта и можем сказать, что лет через пять сможем стабильно зарабатывать в Формуле 1, если все сделаем правильно, – заметил американец в интервью нашему сайту. – В Ф1 очень четко прописана система распределения доходов, и деньги там немалые.
Вопрос лишь в том, как вы тратите эти деньги. Я понимаю, что многих удивил наш подход к спорту. Но за исключением пары команд все остальные в той или иной степени покупают большинство деталей машины у поставщиков.
Мы вложили в это много денег и усилий, к тому же, моя компания уже получила очень широкую огласку благодаря участию в Ф1.
Да, это не такой дешевый спорт, но иногда необходимо потратить деньги за глобальную рекламу, которую обеспечивает бренду Формула 1.
В Больших Призах все вечно всем недовольны – каждый год мы слышим стоны о том, что здесь всё не так: двигатели не те, распределение доходов несправедливое, команды доминируют… То, что происходит сегодня, происходило всегда, ничего не изменилось.
Пока они будут кричать о том, что Формула 1 в кризисе, этот кризис не кончится».
Но это отнюдь не означает, что кризис не существует, и на него не нужно обращать внимания.
Хаас предположил, что 11 команд прекрасно уживаются в современной Ф1, в то же время председатель McLaren Рон Деннис предостерег о том, что пара коллективов может не закончить нынешний сезон, тогда как до окончания действующего коммерческого соглашения еще целых четыре года.
Если это все же произойдет, жадные соперники разорвут на куски останки былых команд, количество участников сократится (если не найдется еще один богатенький мечтатель), и бизнес-модель Ф1 выйдет на новый виток критики в свой адрес.
Призывы к немедленным действиям будут громкими и отчетливыми, однако, если верить истории, они вновь останутся без ответа...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько