Когда Mercedes покинет Формулу 1?
Производители приходят в Большие Призы и уходят, и справедливо будет предположить, что и действующие чемпионы мира в свое время покинут Формулу 1. Вопрос лишь в том, когда это случится. Если соединить воедино все элементы мозаики, получается, что произойти это может уже довольно скоро. С чего бы? Слово Дитеру Ренкену...
На фоне продления контракта Нико Росберга и подтверждения Льюисом Хэмилтоном того факта, что в Венгрии он лично обращался за разъяснениями к гоночному директору FIA Чарли Уайтингу по поводу инцидента с его напарником под двойными желтыми флагами в квалификации, руководитель команды Mercedes Тото Вольф прокомментировал слухи о том, что компания может отказаться от собственного заводского коллектива в Формуле 1 уже через два года – в конце 2018-го.
Однозначный ответ, разумеется, дан не был, вместо этого появилось официальное заявление команды, в котором сказано: «Команда отказывается комментировать информацию, которую воспринимает как очень изысканные сплетни».
Однако если задуматься о том, насколько твердой может быть почва под возникшими разговорами, можно собрать целый ряд фактов, указывающих на то, что Mercedes действительно может покинуть Большие Призы по окончании сезона-2018 – если не полностью, то, по крайней мере, в качестве заводского коллектива, тогда как двигатели командам Ф1 они могут поставлять вплоть до окончания действия нынешнего технического регламента в конце 2020 года.
Судите сами – в период с 2017 по 2019 год в команде истекают как минимум четыре соглашения, а оба пилота коллектива подписаны как раз до конца сезона-2018.
В паддоке на одном из этапов один очень авторитетный человек в Ф1 заявил: «Для больших команд в Формуле 1 очень редкой является ситуация, когда контракты обоих пилотов истекают одновременно, особенно с учетом того, что Нико Росберг изначально намеревался продлить соглашение на три года, но в результате было решено остановиться на двух сезонах. Это очень странно».
В команде подтвердили, что по контракту Mercedes останется в Ф1 как минимум до 2020 года, когда они отпразднуют 27-й подряд сезон участия в Больших Призах в том или ином статусе – с 1994 года. При этом в качестве заводской команды – лишь 11 лет.
Стоит отметить, что в качестве заводского партнера и поставщика двигателей в период с 1994 по 2009 год Mercedes лишь раз выиграла Кубок конструкторов – в 1998 году вместе с McLaren. Во второй раз им это удалось в рамках клиентского договора с Brawn.
Также нужно помнить, что единственно важной строчкой в контрактах Ф1 является пункт с условиями его расторжения. Кроме того, совсем недавно исполнительный директор FOM Берни Экклстоун громогласно заявил о том, что Формула 1 работает по принципу картельного сговора. И если в коллективе решат разорвать соглашение со спортом досрочно, то легко смогут воспользоваться этим громким заявлением чиновника в том смысле, что уважающая себя компания, коей является Daimler AG, не может себе позволить ассоциирования с картелем. Таким образом, они смогут покинуть Большие Призы без дополнительных выплат.
В этом случае подразделение по производству силовых установок, являющееся отдельным юридическим лицом, может продолжить поставлять командам двигатели, тогда как акт владения заводским коллективом может быть завершен.
Если предположить, что доводы верны и имеют право на существование, как Mercedes может покинуть Ф1? На ее базе в Брэкли работают порядка 900 сотрудников, и еще 600 – в подразделении High Performance Powertrains в Бриксворте. Единовременно отказаться от услуг полутора тысяч высококвалифицированных специалистов будет нелегко.
И все же с HPP больших проблем возникнуть не должно, поскольку это подразделение может функционировать как минимум до 2020 года, а в дальнейшем может быть перепрофилировано в отдел по исследованию и разработке альтернативных видов энергии в рамках Daimler – по сути, они и сейчас этим занимаются, но с уклоном в спортивную область. Кроме того, в активе HPP уже есть некоторые проекты для AMG, а также они заняты разработкой гибридных решений для серийного производства. Так что в этом отношении серьезных перестановок не потребуется.
Что касается выхода Брэкли из Формулы 1 (в качестве заводского коллектива Mercedes), здесь нужно вспомнить про структуру распределения акций компании: Daimler владеет 60% активов, еще 30% принадлежат Тото Вольфу, а оставшиеся 10% – неисполнительному директору компании Ники Лауде. При этом трехкратный чемпион мира публично признал, что его контракт истекает в конце 2017 года – и то же самое подтвердили в команде, – так что вопрос, скорее, состоит не в том, когда, а в том, кто именно унаследует долю активов Лауды.
Возможно, ответ на этот вопрос стоит поискать в прошлогоднем интервью Autocourse, где сказано, что Вольфу изначально был предложен 40-процентный пакет акций компании, но австриец великодушно уступил четверть своих владений соотечественнику, чтобы привлечь его в команду. Таким образом, логично было бы предположить, что у Вольфа есть опцион на выкуп пакета Ники, которым он изначально владел. Учитывая два последних чемпионских титула, не думаю, что у Тото возникнут какие-то проблемы с приобретением.
Кроме того, в интервью Вольф подчеркнул, что во время переговоров с Williams о выкупе 10% акций команды (ныне проданных) с возможностью приобретения еще 10% одним из его условий было то, что компания выйдет на биржу, что в итоге было сделано.
«Я не раз говорил, что для меня очень важно, чтобы компания прошла процесс IPO, – сказал он в беседе с Autocourse. – Я не был заинтересован в долгосрочном владении активами. Я инвестор. Я прихожу и ухожу».
Этот его комментарий явно перекликается с его стратегией участия в HWA AG (компания, на контрактной основе занимающаяся разработкой двигателей Mercedes в DTM и Формуле 3 и отделившаяся от AMG). Вольф владел 39% акций компании и принимал непосредственное участие в ее выводе на рынок.
«В первые же шесть дней после выхода на биржу я продал львиную долю своих активов, оставив себе лишь 6% акций, – прокомментировал Тото. – Я ушел, но сохранил за собой место в совете директоров, что аналогично роли неисполнительного директора».
Таким образом, вполне вероятно, что предприимчивый австриец, состояние которого, по сведениям по крайней мере двух источников, оценивается в сумму 250 миллионов фунтов стерлингов, может использовать свой опыт в HWA и Williams, а также в других инвестиционных проектах у себя на родине, не связанных с автоспортом, чтобы выкупить пакет Лауды и вплотную заняться выводом компании на Франкфуртскую фондовую биржу.
Таким образом, Лауда окажется вне игры, Daimler сохранит свои владения, Брэкли продолжит функционировать в качестве команды Ф1 (вероятно, с несколько уменьшенным составом сотрудников), а Вольф сможет расстаться со своим 40-процентным пакетом акций как и когда пожелает, оставшись при этом в совете директоров, если даже не на посту главы команды. Но и заслугу нынешнего технического босса команды Пэдди Лоу нельзя не отметить, так что на эту роль вполне может подойти и он.
Есть и альтернативный сценарий для Вольфа: собрать группу инвесторов – а его инвестиционные группы Marchfifteen (образованная в 1998 году) и Marchsixteen (в 2004-м) были созданы именно для таких целей, выкупить у Лауды его пакет акций, а затем провести внутренний управленческий выкуп владений Mercedes и создать команду, которая будет функционировать по примеру той же Williams. В этом сценарии вывод компании на биржу также не исключается.
Но сперва нужно ответить на вопрос: зачем Mercedes покидать Большие Призы? В настоящее время дела у команды идут как нельзя лучше и больше напоминают старый фильм про сёрферов "Бесконечное лето", чем однообразный бизнес-проект. К тому же, конца и края этой их беззаботной поре пока не видно – по крайней мере, пока в Ferrari, Red Bull и McLaren будут делать всё для такого неэффективного менеджмента.
В распоряжении команды двухгодичные контракты с одними из лучших гонщиков в пелотоне, а два последних чемпионата они взяли без каких-либо усилий. Да и в этом сезоне вопрос, скорее, состоит не в том, какая команда выиграет чемпионат, а в том, кто из пилотов окажется впереди.
Эти успехи позволили команде уже переключить свое внимание на разработки сезона-2017, и все 900 сотрудников на базе в Брэкли увлеченно работают над тем, чтобы продлить доминирование Mercedes в Формуле 1.
Однако, если продолжать параллели со знаменитым фильмом, все сёрферы прекрасно знают, что за любыми взлетами до небес непременно идут падения, и некоторые из них с высоты метров под 30. Стена воды нередко выбрасывает из океана незадачливого райдера, еще парой мгновений ранее считавшего себя королем мира, и ломает его, словно спичку. Взлеты всегда медленны и постепенны, а падения резки и безжалостны.
Лишь дважды ранее в истории Формулы 1 мы наблюдали такое доминирование одной из команд: в 80-х это была McLaren-Honda, которая выигрывала практически всё с 1988 по 1991 годы, а через десятилетие ее место заняла Ferrari со своим подавляющим превосходством с 2000 по 2004 годы. К концу сезона-2018 срок доминирования Mercedes в спорте, вероятно, составит уже 5 лет, что будет рекордом для истории Больших Призов.
Но законы Формулы 1 такие же, как и везде – взлеты непременно сменяются падениями. За годы после своего доминирования команда McLaren выиграла лишь один Кубок конструкторов, а Ferrari взяла два, один из которых – в 2007-м – был завоеван на фоне шпионских скандалов.
Сегодня оба гранда переживают далеко не лучшие времена, но по-прежнему находятся в обойме, поскольку у них просто нет выбора: McLaren существует за счет выступлений в Ф1, тогда как для Ferrari Большие Призы – это не часть маркетингового плана (как у Mercedes), это и есть их маркетинговый план.
И в Mercedes не могут не понимать таких перспектив для компании – так зачем же рисковать в очень скором времени остаться на задворках большого спорта? Всегда лучше уйти на пике славы, поскольку обычно запоминаются последние моменты.
Есть и еще одно суждение – это контракт Дитера Цетше, 63-летнего председателя совета директоров Daimler и главы отдела серийного производства Mercedes – человека, сделавшего больше остальных для полноценного возвращения бренда в Формулу 1 и назначения Вольфа на должность руководителя спортивного подразделения. Его соглашение истекает в конце 2019 года, когда он достигнет пенсионного возраста компании. И контракт с ним продлен не будет.
И хотя поговаривают, что пост Дитера может занять Ола Каллениус, который в свое время возглавлял подразделение в Бриксворте, нет никаких гарантий, что, во-первых, он успешно справится с этой работой, а во-вторых, что совет директоров одобрит дальнейшее присутствие бренда в Ф1, поскольку в составе компании это направление главным образом держится на энтузиазме Цетше.
Но захочет ли Дитер, чтобы последний год его присутствия в совете директоров Mercedes был омрачен потенциальным спадом команды после возможных пяти лет доминирования? Учитывая это, а также все перечисленные выше факторы, вполне возможно, трехлучевая звезда покинет Формулу 1 гораздо раньше, чем многие ожидают...