Догнать Ожье – это утопия! Но Крису Мику это по силам...
Победа Криса Мика стала на данный момент высшей точкой в карьере североирландца, но впереди еще долгий путь. В отсутствие необходимости бороться за место под солнцем на каждом этапе Крис способен сделать очередной качественный шаг и свергнуть с престола самого Себастьена Ожье. Слово Дэвиду Эвансу...
Последняя капля призового шампанского выпита, триумфальные воздушные шары сдуты, а традиционная вечеринка в Ювяскюля подошла к концу. А что Крис Мик? Он все еще улыбается…
И удивительного здесь мало. Уже через 15 часов после великолепной победы на Ралли Финляндии, являющемся одной из главных доминант в сезоне WRC, североирландский спортсмен поднялся на борт личного самолета и взял курс на Португалию. Шасси убрано, на взлет!
В ночь с воскресенья на понедельник празднование команды Криса было слышно во многих районах Финляндии. И неудивительно, ведь он стал первым британцем, кому покорился этот сложнейший этап в календаре. Но сам Крис считает, что этот триумф не станет определяющим в его карьере.
Мик хочет большего. Еще в воскресенье все его мысли были о стране тысячи озер, а сегодня это уже история, которую гонщик оставил позади, а сам продолжил движение. Следующие пункты назначения: Себастьен Ожье, Volkswagen и титул чемпиона мира в 2017-м.
Когда наставник Криса Колин Макрей выиграл свой первый этап RAC Rally в 1994 году, он, стоя на подиуме, говорил о том, что хочет вернуться сюда через 12 месяцев и побороться за титул. И здесь есть определенные параллели. То была третья победа Колина в Мировом ралли. И для Мика нынешний успех стал также третьим в карьере.
Можно ли предположить, что уже в следующем году он и его штурман Пол Нейгл смогут побороться за победу в чемпионате?
А почему нет?
Если они продолжат выступать на том же уровне, то, вполне вероятно, смогут сбросить тяжелые оковы с затертой надписью "потенциальные претенденты" и станут… О, нет. Пусть просто сойдутся звезды, и мы все увидим в следующем январе.
Ровно год назад Крис с третьего захода мог добыть свою первую победу в Финляндии, но, как и в двух предыдущих попытках, допустил ошибку и не сумел отпраздновать успех за рулем DS 3.
Но в наличии чистой скорости североирландца никто не сомневался. Все дело было в отсутствии стабильности. Повышенная мотивация, это, конечно, здорово, но временами она может быть контрпродуктивной.
Крису необходимо было выстрелить. Он шел от этапа к этапу и временами демонстрировал очень высокий темп. Сезон прошел, очки были набраны, но главным для Мика оставался вопрос о том, видит ли руководство команды его потенциал.
И в минувшем декабре пришло подтверждение – видит! Крис получил трехлетний контракт с Citroen и с нетерпением сел за руль новенькой раллийной машины с двойными шевронами. Цель – вновь вернуть французскую марку, ни больше ни меньше, на вершину Мирового ралли.
После подписания соглашения Крис обрел уверенность в своих силах, несмотря на то, что параллельно был вынужден заниматься разработкой нового автомобиля C3 WRC в связи с грядущими изменениями в регламенте, из-за чего в чемпионате выступал лишь время от времени.
Но в четырех гонках, когда Мик выходил на трассу, он мог побеждать в Монте-Карло, просто обязан был брать верх в Швеции и выиграл в Португалии и Финляндии.
Конечно, определенное давление по-прежнему присутствует, но его никак не сравнить с тем, что испытывал Крис на протяжении последних трех лет, когда буквально на каждом этапе вынужден был бороться за место в составе и постоянно думать о своем будущем в спорте.
Любая победа в чемпионате мира дается непросто, а триумф в Финляндии, по общему мнению, просто невозможен, если ты не вырос где-нибудь на востоке от Швеции, на юге от Норвегии, на севере от Эстонии или на западе от России.
Но минувший гоночный уик-энд Крис провел просто идеально – без каких-либо огрехов и осложнений. Что же явилось залогом его успеха в этой северной стране?
Полагаю, все дело в прямолинейном подходе Криса. Он практически не включал шестую передачу на финских спецучастках, а вместо этого доводил тахометр до отсечки и лавировал на скорости 202 км/ч между бесконечными деревьями.
И у Криса это получалось просто блестяще. Как сказал один местный болельщик, он ехал как урожденный финн. Сравнить его стиль пилотирования нельзя ни с чем.
Не стоит также забывать, что на данный момент Мик является обладателем нового рекорда средней скорости прохождения спецучастков – он отобрал это достижение у Яри-Матти Латвалы, которое тот установил год назад. При пересечении последней финишной отсечки его результат замер на отметке 126,5 км/ч, что на 1,19 км/ч лучше предыдущего достижения.
Более того, во время прохождения самого скоростного СУ чемпионата – Ouninpohja – Крис преодолел прежний рекорд Себастьена Ожье на 12,4 секунды. И это без опыта проезда допа в этом направлении!
Нет сомнений в том, что у Мика есть мастерство, скорость, мужество и смелость. А прошлогодняя победа в Аргентине и триумф этого лета в Португалии доказали, что и с находчивостью и сообразительностью у этого парня проблем нет.
Опыт? Его, кстати, у Криса не так и мало. К примеру, на этапах в Испании и Великобритании он стартовал уже целых восемь раз.
К сожалению, об американских этапах такого не скажешь – в Аргентине и Мексике он ездил всего два раза, плюс этап в Вилла Карлос Паз в IRC, да и Ралли Швеция следующего года будет лишь четвертой его попыткой на снегу.
При всем этом у Криса, безусловно, есть потенциал чемпиона мира WRC. Это видно по его подходу к делу, по его манере поведения. Он всегда держится чуть в стороне от остальных, что часто ошибочно воспринимается как заносчивость и высокомерие.
Но причина этого состоит в том, что Мик довольно рано понял, что должен постоянно держать себя в прекрасной форме. Он хотел достичь успеха и уверенно шел к этому.
Крис вырос в настоящего лидера, а его отношению к делу могут позавидовать многие его более молодые коллеги. Кого еще из раллистов можно было встретить в Финляндии каждый день в 4:30 утра в плавательном бассейне? И нырял он, к слову, не из кровати, а преодолев к тому времени изрядное количество километров на беговой дорожке.
Это обычная история успеха – у каждого гонщика, кто долго шел к своей мечте, есть подобный рассказ. Но далеко не многие из них добивались цели после стольких падений. Мик никогда не отклонялся с намеченного пути.
Когда у него закончилось финансирование, и его уволили из Mini в 2011-м прямо накануне Рождества, Мик ничего не сказал. Он лишь написал в своем твиттере: «А вам любимая девушка когда-нибудь говорила, что хочет заняться проституцией?»
Те, кто не знают Криса, жестко критиковали его за этот комментарий. Но в этом он весь, он всегда будет говорить и делать то, что считает нужным. И это очень классно. Сегодня многие предпочитают скрывать свои эмоции за неуклюжими дипломатическими речами.
Лично я считаю это сообщение в твиттере настоящим произведением искусства.
И именно эта уверенность в себе и своей позиции привела к конфликту с Себастьеном Ожье. Далеко не многие позволили себе высказаться в адрес чемпиона столь же резко, как это сделали Крис и Хейден Паддон. Лишь они двое выдержали этот прессинг и убедили всех вокруг в том, что никто не будет диктовать им условия.
И тонкое знание психологии Ожье может очень сильно помочь Крису в следующем сезоне. Все знают, что победить Себастьена на трассе невероятно сложно, если не невозможно.
Но у Мика есть важный козырь в психологическом отношении. Публично североирландец об этом нигде не говорил, но можете мне поверить, что мысленно он уже опередил Ожье на всех спецучастках следующего сезона и стал чемпионом.
Это что касается человеческого фактора. А с что с машинами? Никто ничего не мог противопоставить Volkswagen с 2013 года, когда они представили новую Polo. Но сегодня о былом доминировании речи уже не идет.
А следующий год обещает стать самым плотным в плане технических характеристик. Более того, Citroen вернулась в свои раллийные пенаты, сделав пару чемпионских набегов на мировой Туринг. Сейчас все их мысли и деньги направлены на восстановление статус-кво в первенстве WRC и указание VW их места.
А как там C3 WRC? Смотрите сами:
Выглядит новая машина просто великолепно. Ее уже обкатали на жестком и мягком гравии, а также на асфальте. И с надежностью не возникло никаких проблем, несмотря на очень непростые условия во время тестов. Все довольны.
При подготовке к следующему сезону команда Citroen попытается вспомнить, как им удавалось доминировать в 2000-х, а заодно воспользуется уроками в отношении аэродинамики и компоновки двигателя, полученными в WTCC.
«Наш подход не изменится, – сказал технический директор Citroen Racing Лоран Фрегоси. – Путь к успеху – это долговечные и при этом легкие детали, а также низкий центр тяжести. Всё просто».
Посмотрите видео еще раз. Какое слово вам приходит на ум? Лично мне – крутой. И это относится как к автомобилю, так и к пилоту...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько