Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Перспективы Гран При Германии туманны, а причины – ясны...

Дитер Ренкен
17 августа 2016 в 9:31
Фото: LAT Photographic

Когда-то календарь Больших Призов включал в себя два немецких этапа одновременно, а сейчас Германия с трудом проводит одну гонку в два года. Что пошло не так со страной, обладающей весьма богатой историей в Формуле 1? Разбирается Дитер Ренкен...

Ответ на вопрос о том, что же пошло не так, содержится всего в одной цифре – 57 тысяч. Именно столько зрителей пришло в воскресенье на немецкий этап в Хоккенхайме, и это ровно вдвое меньше, чем десять лет назад на этой же самой трассе.

При этом если разобраться, то гоночные уик-энды 2006 и 2016 годов на юго-западе Германии проходили практически в те же самые даты – плюс-минус неделя. Это традиционное окно в календаре для немецкого этапа.

Но если бы организаторы чемпионата внимательно посмотрели на гоночный календарь, то сразу заметили бы, что всего за три недели в этом интервале Германия должна была принять сразу несколько серьезных гоночных мероприятий.

В начале июля прошел этап MotoGP на Заксенринге, после чего на Нюрбургринге состоялся заезд в рамках чемпионата мира по гонкам на выносливость, где между собой сражаются две немецкие марки Audi и Porsche, ну а на закуску – Гран При Формулы 1.

К тому же, жители южных регионов Германии в этот период времени могли посетить еще два этапа Формулы 1, прошедших в Австрии и Венгрии (всё в радиусе 600 км и в 5-часовой доступности, особенно с учетом крупной сети автобанов в этой области Европы). Более того, уже через три недели после Гран При Германии пройдет этап чемпионата в бельгийском Спа, что также очень недалеко.

Для сотрудников команд Формулы 1, отвечающих за логистику и прием гостей, календарь в этой части был составлен абсолютно идеально, поскольку следующий этап в Бельгии пройдет не так далеко от Германии, что значительно облегчит им задачу в сравнении с прошлыми годами, когда последней гонкой перед летним перерывом была Венгрия.

«Наконец-то хоть кто-то о нас подумал при составлении календаря, – сказал один из сотрудников службы приема гостей в воскресенье в Хоккенхайме. – Что нам нужно сделать, так это привезти все свои пожитки в Спа – 300 километров отсюда, оставить всё там и отправиться на летние каникулы. Раньше нам приходилось ехать туда из Будапешта, что отнимало на целый день больше времени».

Стоит ли на фоне близости разнообразных этапов как в отношении расположения дат, так и в плане географической близости, удивляться, что Хоккенхаймринг в день гонки посетили всего 57 тысяч человек? Большинство из них купили билет на все три дня, что не дает судить об истинной посещаемости пятницы и субботы, так как много на этих двух днях автодром не заработал.

К слову, промоутеры этапа хвастались, что в предгоночные дни трассу посетили 25 и 40 тысяч зрителей соответственно, но эти цифры слишком оптимистичны на фоне того, что в воскресенье своим вниманием автодром почтили всего 57 тысяч человек. При этом сами организаторы изначально заявляли о планах принять 60 тысяч зрителей в воскресенье, что ниже чем даже пятничная посещаемость на Сильверстоуне.

И это в стране, где были изобретены все существующие системы двигателя внутреннего сгорания – стране, подарившей миру автомобиль и выигравшей девять личных зачетов в Формуле 1 начиная с 2000 года усилиями двух гонщиков, а также взявшей 86% побед по моторам с начала новой турбоэры в Больших Призах.

Подробно причины того, почему популярность Ф1 упала в Германии, мы обсуждали еще два года назад, и сейчас нет смысла возвращаться к этой теме. Кроме того, и о пересечениях в календаре мы уже писали немало.

Трудно поверить в то, что нынешние руководители спорта так и не обратили внимания на все перечисленные факторы, вместо того они даже ухудшили ситуацию, позволив двум немецким автодромам чередовать у себя этапы Ф1, а также допустили все те огрехи в календаре, о которых мы написали. Всё это ставит под сомнение будущее Гран При Германии после 2018 года, когда истекает контракт у Хоккенхаймринга.

Проведение четырех этапов Больших Призов в соседствующих странах за семь недель, в число которых входят три недели традиционного летнего перерыва, да еще и в период традиционных праздников в Западной Европе, когда многие уезжают в отпуск, граничит с безумием. А если вспомнить, что в таких условиях организаторы собирались конкурировать еще как минимум с двумя этапами других мировых первенств, то слов, позволительных для употребления в приличном обществе, просто не остается…

Но главным вопросом остается стоимость посещения Гран При и все сопутствующие расходы. Семье из четырех человек придется расстаться более чем с двумя тысячами фунтов, включая транспорт и размещение, за весь уик-энд. В то же время посетить этап чемпионата мира по гонкам на выносливость можно за сумму в пять раз меньше. Так что выбор очевиден: лучше посмотреть шесть часов борьбы между Audi и Porsche из открытого паддока великолепного Нюрбургринга, а остаток суммы потратить на отпуск в Испании. Ну а в воскресенье, если появится время, можно посмотреть гонку Ф1 по телевизору в гостиничном номере.

Проблема в том, что каждая гоночная серия мнит о себе не бог весть что – организаторы считают, что могут крутить и вертеть календарем, как пожелают, а зрители всё равно выстроятся в очередь за билетами. Мало кто из промоутеров понимает, что свободных времени и денег у их потенциальных потребителей с каждым годом становится все меньше, а альтернативы в лице других видов деятельности – все больше.

И эта ситуация относится не только к конфликтам в местных календарях – вспомните о пересечениях Формулы Е и WEC, да и Гран При в Азербайджане в этому году прошел в одно время с суточным марафоном в Ле-Мане.

Недавно я спросил одного очень важного человека из состава FIA относительно того, что календари под эгидой федерации составлены таким образом, что людям приходится просто разрываться между домашними обязанностями и просмотром пересекающихся друг с другом гонок. На это он ответил просто: «Им нужно завести вторую жену».

В такие моменты вспоминается стык веков, когда гонки по всей Европе на протяжении всего лета собирали полные трибуны. Было бы очень легко посоветовать скопировать ту схему и добавить выездные этапы, но не все так просто – не стоит забывать, что на ту пору пришелся расцвет европейской экономики, а автопроизводители мешками вбрасывали деньги в автоспорт.

При этом их поддержка распространялась далеко за пределы активности на трассе, если судить по их огромным рекламным стендам, скидкам на билеты и телевизионным рекламным кампаниям. Так что в то время не только Формула 1 сама по себе была более привлекательным рынком для предпринимателей, но и ситуация в целом была более стабильной.

Я также помню времена, когда туристические компании еще не изобрели свой хитроумный метод расчета предполагаемой активности туристов и соответствующей адаптации цен на поездки.

Сегодня в ту самую минуту, когда календарь Ф1 проходит утверждение, сайты авиакомпаний, гостиниц и фирм по аренде автомобилей мгновенно поднимают свои цены на соответствующие даты и направления, и их задача облегчается тем фактом, что владелец коммерческих прав на Ф1 – FOM – бронирует отели посредством дочерней компании Formula One World Travel (FOWT).

При этом информация по внутренним каналам разлетается практически мгновенно – еще до того, как болельщики успеют забронировать тот или иной вид услуг по прежним ценам. К тому же, FOWT активно пользуется сложившейся ситуацией и сама перепродает забронированные ранее номера командам по завышенным ценам.

И заключительным фактором снижения посещаемости этапа Ф1 в Германии (гонку посетило чуть больше народу, чем соседний этап в Австрии, несмотря на десятикратное превосходство Германии по количеству жителей) является совершенно глупая техника чередования Гран При между Хоккенхаймом и Нюрбургом, которая так или иначе сказывалась на проведении этапа, когда Нюрбургринг сначала заявил о ликвидации автодрома, а затем был выкуплен миллиардером из России.

Сознание того, что в следующем году Гран При Германии и вовсе может не состояться, а если и пройдет, то вряд ли на трассе в Хоккенхайме, давило на покидающих немецкий автодром поклонников Формулы 1.

Раньше они загодя планировали свою поездку на этап Больших Призов на следующий год, а теперь вынуждены читать все новые и новые заголовки в газетах на этот счет.

Завершая свою мысль, хочется вынести вердикт будущей перспективе Гран При на Хоккенхаймринге и охарактеризовать ее словом "блеклая", не иначе.

Автодром принадлежит и функционирует за счет одноименного города с населением порядка 22 тысяч человек, который практически не зарабатывает на этапе, поскольку все равно не способен разместить всех желающих в своих гостиницах и апартаментах. Большинство посетителей останавливаются в Мангейме и Гейдельберге, которые никак финансово не участвуют в организации этапа, да и включающая все эти города земля Баден-Вюртемберг принимает на себя лишь незначительную часть расходов.

Только если решить все перечисленные проблемы, можно будет со спокойной душой говорить о стабильном будущем Гран При Германии, а не его спорадическом появлении в календаре. Всем понятно, что эта земля заслуживает гораздо большего...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle