Что скрывают в Audi о своем уходе из WEC?
На днях компания Audi сенсационно заявила об уходе из чемпионата мира по гонкам на выносливость и переключении внимания на первенство Формулы Е. Насколько честны были ингольштадтцы в своем заявлении, и были ли у них какие-то скрытые мотивы? Разбирается Гэри Уоткинс...
Немецкая компания Audi оказала чемпионату мира по гонкам на выносливость медвежью услугу, заявив на днях о завершении активной деятельности в классе LMP1. И не только потому что они были главным оплотом высшей категории гонок спорткаров на протяжении последних 18 лет, но и из-за самого текста заявления.
Быть может, имели место трудности перевода с немецкого, но использовать слово "вместо" в отношении смены чемпионата мира WEC на первенство электромобилей ФЕ было по меньшей мере жестоко.
Еще в начале сентября компания Audi заявила об увеличении своей роли в функционировании команды Abt в Формуле Е. Более того, вскоре после этого босс Audi Sport Вольфганг Ульрих сказал, что первенство электрокаров – это несколько иной уровень по сравнению с WEC, имея в виду его относительную дешевизну, при этом не упомянув о дальнейших планах Audi в гонках на выносливость.
И несколькими неделями позже мы читаем пресс-релиз со словами "Формула Е вместо WEC", что полностью противоречит словам Ульриха о том, что эта программа создавалась в дополнение к гонкам спорткаров.
После этого появилось сообщение от председателя Audi Руперта Штадлера, в котором он объяснил такой шаг желанием производителя «побороться за будущее использование электрической энергии в автоспорте».
Тон заявления, которое больше было похоже на попытку сохранить хорошую мину при плохой игре, оставил такое впечатление, что Audi искренне верит, что Формула Е и предлагаемая ей технологическая платформа является, если использовать слова самого Ульриха, более ориентированной на будущее, чем в WEC.
Эти слова не могли понравиться руководству Западного автомобильного клуба (ACO), являющегося организатором и устроителем чемпионата мира по гонкам на выносливость, включая суточный марафон в Ле-Мане.
Президент ACO Пьер Фийон сказал в ответ на это заявление, что электромоторы уже вовсю используются в гонках на выносливость, отметив при этом, что организаторы чемпионата работают совместно с FIA над идеей внедрения водородных топливных элементов в спорткарах.
Мы все прекрасно понимаем, что электрификация – модное ныне словечко, мне лично больше напоминающее о железной дороге – сегодня стоит на первом месте у всех без исключения автопроизводителей.
Именно по этой причине Audi с самого начала обратила внимание на Формулу Е, в сезоне 2014/15 дав команде Abt свое имя для использования, а во второй год участия обеспечив ее своими технологиями. И именно поэтому они сейчас всячески поддерживают немецкую команду с намерением выйти в будущем на полноценную заводскую программу.
Но всё это никак не аргументирует уход "четырех колец" из WEC, поскольку речь не шла о ситуации "или/или".
Таким образом, заявление Audi никак не пролило свет на картину ухода именитой марки из чемпионата мира. Оно лишь подчеркнуло, что шаг компании нужно понимать как стремление сократить финансовые расходы, в частности в свете недавнего скандала с выбросом вредных веществ в атмосферу.
Концерн Volkswagen Group, частью которого является Audi, действительно нуждается в минимизации расходов, и в этом году они уже провели сокращение некоторых своих программ в автоспорте.
Сестринские марки Audi и Porsche уже сообщили об уменьшении представительства в Ле-Мане с трех до двух машин, также было объявлено об отсрочке дебюта бренда Bentley в американском первенстве спорткаров IMSA в международном классе Daytona Prototype.
В тот самый момент, когда Volkswagen Group позволила Porsche вступить в очную схватку с Audi в WEC и Ле-Мане – помните это позёрство во встречных заявлениях на стыке 2010 и 2011 годов? – стало понятно, что они хотят выйти на стартовую решетку с принципиально разными технологиями.
Однако стремительный спад рынка турбодизелей в мире, а также политическое давление в некоторых странах в отношении дизельного топлива, привели к тому, что программа Audi в категории LMP1 оказалась под угрозой.
Не так давно я беседовал с Ульрихом в Фудзи, и тогда он привел мне вполне разумный контраргумент: «Не забывайте, что мы говорим о высокоэффективных турбодизельных двигателях. А когда в дело вмешивается политика, фактор эффективности всегда берет верх».
Вероятно, аргументация Вольфганга прошла мимо ушей членов совета директоров Audi. В последние годы он мастерски удерживал на плаву все четыре кольца в категории LMP1. Можно сказать, что это его главное достижение за более чем 20-летнюю карьеру во главе Audi Sport.
Мы не знаем истинных причин того, почему они так резко свернули программу в LMP1, несмотря на то, что большая часть бюджета на следующий сезон уже потрачена. В Фудзи Ульрих сказал, что новая машина, в основе которой лежит монокок R18 e-tron quattro, уже почти готова, но когда запущен топор с надписью "сокращение бюджета", его уже не остановить.
А нужно ли Audi вообще присутствие в Ле-Мане и на остальных гонках сезона? Ульрих не раз повторял, что репутацию трудно завоевать, но очень легко потерять.
Возможно, он прав, но я не думаю, что мы так уж быстро забудем о 13 победах на кольце Сартэ, не говоря уже об 11 триумфах в "12 часах Себринга" и девяти – в Малом Ле-Мане.
Не стоит забывать, что Audi на протяжении всех 18 лет обладала заводской программой в высшем классе прототипов. Да, в сезоны 2003-05 годов в Ле-Мане не были представлены заводские машины из Ингольштадта, но марка по-прежнему добивалась побед с поддерживаемыми ими частными коллективами.
По сути, те успехи стали залогом строительства великолепного шасси R8, а также им на руку сыграло то, что в 2004 и 2005 годах их командам Team Goh и Champion Racing противостояли исключительно частники. Можно сказать, что Audi была настолько сильна, что никто из производителей и близко не хотел подходить к первенству.
В 2006 году "четыре кольца" вернулись в спорт в качестве заводского коллектива с турбодизелем и с тех пор оставались главной действующей силой чемпионата. Возможно, дизельные технологии действительно уже отжили свое как на рынке, так и в спорте, но я надеюсь, что Audi очень скоро вернется.
Ингольштадту нужен новый вызов, и им вполне может стать технология использования водородных топливных элементов. Именно бренд Audi был выбран концерном VW для освоения этих инноваций, а не далее как прошедшим летом на тот момент технический руководитель производства серийных автомобилей Audi Штефан Книрш высказал предположение, что водородные технологии могут прийти в категорию LMP1 уже в самом ближайшем будущем.
Ульрих также подтвердил, что Audi Sport ведет работы в этом направлении. Однако в данный момент в отношении использования водорода в гонках есть больше вопросов, чем ответов: когда регламент позволит использовать эту технологию (кстати, в июне следующего года ACO и FIA должны сделать заявление по этому поводу)? Как себя зарекомендуют водородные топливные элементы в автоспорте? И сколько это будет стоить? Полагаю, что немало…
Но я все же надеюсь, что Audi вернется в Ле-Ман с новыми технологиями как можно скорее – желательно раньше, чем потускнеют воспоминания об их великолепных победах на знаменитом кольце Сартэ в 2008 и 2010 годах.
Также я надеюсь, что отсутствие "четырех колец" на высшем уровне гонок спорткаров не затянется на долгие 15 лет, как это было в случае с Porsche...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько