Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Аки Хинтса. Человек, изменивший мир Формулы 1 изнутри

Скотт Митчелл
19 декабря 2016 в 9:34
Фото: LAT Photographic

Совсем недавно ушел из жизни Аки Хинтса, но его наследие в Формуле 1 будет жить всегда. Это был удивительный человек, от совместной работы с которым не мог отказаться ни один гонщик, а его методы помогли достичь вершины в спорте не одному великому чемпиону… Слово Скотту Митчеллу

В минувшем месяце в Абу-Даби доктор Аки Хинтса добавил в свою виртуальную копилку достижений еще один чемпионский титул в Формуле 1. Ранее финн, недавно ушедший из жизни в возрасте 58 лет, приводил на высшую ступень пьедестала Больших Призов соотечественников Мику Хаккинена и Кими Райкконена, а также Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля. В ноябре их список пополнил Нико Росберг.

Таким образом, количество титулов, к завоеванию которых приложил руку бывший физиотерапевт и главный врач McLaren, достигло числа 11.

Аки не стало 16 ноября, но его методы работы прочно закрепились в мире автоспорта, а знания и пользу у гонщиков, тесно сотрудничавших с ним, уже никто не отнимет.

Хинтса впервые громко заявил о себе в далеких 90-х, работая в Африке. Свою методологию он опробовал на легендарном бегуне на длинные дистанции Хайле Гебреселассие и его коллегах по легкой атлетике, после чего неожиданно обратил свой взор на Формулу 1.

В то время Мика Хаккинен уже побеждал в гонках, но при этом чувствовал, что ему чего-то не хватает, чтобы достичь вершины в спорте.

Ранее в 2016 году Хинтса вспоминал: «Сначала я думал, что Формула 1 это вообще не спорт. Мне казалось, что это просто бизнес. Так что я не понимал, зачем он ко мне обратился...»

После трехчасовой беседы с Хаккиненом всё было решено.

«Сделка до конца сезона? – вспоминал позже Аки. – Нет, навсегда! Мы с ним до сих пор как братья».

Финн сказал это в минувшем июне в Швейцарии во время Форума, посвященного проблемам мозга. Знающие английский могут посмотреть часовую лекцию Аки на YouTube, в которой он вспоминает о своей работе с Гебреселассие, о времени, проведенном в Ф1, и применении своего опыта в работе с директорами крупнейших корпораций в мире.

Интересно, что Хинтса назвал Большие призы «самой увлекательной лабораторией» для применения его философии.

«Формула 1 очень сложна, – отметил финн. – В этом она схожа с жизнью в целом. Есть ли среди вас люди, у которых невероятно легкая и спокойная жизнь? Если да, расскажите мне, как вам это удается...»

Также во время лекции Хинтса сказал, что ментально мы используем наш организм не более чем на 55% возможностей, однако другие, по заверениям самого Аки, полагают, что эта цифра близка к 85%.

«Эта разница в 30% и есть та маска, за которой мы пытаемся скрыть свои слабости, – заметил доктор. – Если ты не даешь результат в Формуле 1, то уходишь. Это очень жестокий мир».

Именно Хинтса сыграл ключевую роль в том, что Хаккинен в 1998 году смог полностью раскрыть свой талант. Позже финн помог добиться успеха в спорте и еще одному своему соотечественнику – Кими Райкконену.

В сообщении от McLaren в память о Хинтсе говорилось: «Аки помог [Хаккинену и Райкконену] достигнуть психологического и эмоционального баланса, что позволило им воплотить все свои таланты на практике. Это, в свою очередь, принесло McLaren множество побед в гонках, а в случае с Хаккиненом еще и два чемпионских титула в 1998-м и 1999-м.

Нет сомнений и в том, что Аки очень сильно повлиял и на Льюиса Хэмилтона во время его работы в McLaren, и именно к нему британец всегда первым делом обращался в моменты стресса».

В 2011 году Хэмилтон, у которого в то время мало что получалось, говорил о важности поддержки со стороны семьи и друзей – только это, по его мнению, могло ему помочь провести сильный следующий сезон. Любопытно, что именно этот принцип лежит в основе философии Аки…

«Надо отметить, что основные методы работы Хинтса принес в Формулу 1 из Эфиопии, где работал с легкоатлетами, – сказал Люк Беннет – медицинский и спортивный директор организации Hintsa Performance. – Его философия всегда включала тесную интеграцию с личной жизнью спортсмена.

При этом его подходы в значительной степени менялись по мере знакомства с разными гонщиками, а со временем он набрал целую группу талантливых специалистов для работы с пилотами».

Несмотря на то, что Аки не был горячим поклонником Формулы 1, его влияние на спорт трудно переоценить.

«Тот факт, что его философия так хорошо сработала в таком окружении и с такими разными по характеру гонщиками и руководителями команд, говорит о том, что его концепция концентрировать внимание на самом человеке в процессе достижения им каких-то результатов была верной», – добавил доктор Беннет, сменивший Аки в паддоке Формулы 1 в январе 2014-го.

В настоящее время Hintsa Performance в той или иной степени охватывает своим влиянием большую часть стартовой решетки Ф1. Восемь действующих пилотов тесно сотрудничают с тренерами компании, и еще с четырьмя проводится консультационная работа. При этом все тренеры, по словам доктора Беннета, являются дипломированными специалистами в области спортивной науки и оказывают поддержку пилотам в отношении физических нагрузок, а также сна и восстановления на протяжении всего сезона.

Также они помогают гонщикам распределить силы и выдержать невероятные психологические нагрузки в сезоне, состоящем из 21 этапа. Кроме того, специалисты, работавшие с Аки, сегодня сотрудничают с молодежными программами Mercedes, Red Bull и, конечно, McLaren, а также оказывают посильную помощь всему персоналу в коллективах Mercedes и McLaren.

Гонщик BMW Антониу Феликс да Кошта работал с Аки чуть больше года в рамках молодежной программы Red Bull. Португальский пилот познакомился с финном во второй половине 2012-го, когда выступал в GP3 и параллельно начал принимать участие в Формуле Renault 3.5.

«Первый раз я пошел на встречу с Аки по настоянию [Хельмута] Марко, – вспоминает Феликс. – Я и так выигрывал все гонки подряд и думал: "Зачем мне всё это нужно?" Я был просто идиотом. Как только я познакомился с Аки, я тут же решил, что просто обожаю этого парня. И с тех пор ничего не изменилось».

Да Кошта встречался с финном в Женеве примерно раз в месяц.

«Мы почти не разговаривали о гонках, – продолжил португалец. – Он всегда пытался учить спортсменов настраивать свое окружение на позитивный лад, рассказывал о том, как поддерживать мотивацию у группы из 50 человек, как переживать страдания. Он говорил о самых разных мелочах – и все эти мелочи составляли единое целое в тебе и делали тебя сильнее».

Антониу и Аки тесно сотрудничали на протяжении всего сезона-2013, который стал определяющим в карьере португальца: ожидалось, что он сможет побороться за титул в ФR3.5 с участниками молодежной программы McLaren Кевином Магнуссеном и Стоффелем Вандорном, но в итоге он финишировал третьим из-за многочисленных проблем с техникой.

При этом Антониу отдает должное финну за помощь в борьбе с "хорошим" (после нелепой аварии в первой гонке на Хунгароринге он смог восстановиться и выиграть второй заезд), "плохим" (бесцельно проведенные дни в Милтон-Кинсе) и "злым" (проигрыш места в Toro Rosso Даниилу Квяту).

«В те годы у меня были самые разные взлеты и падения, и Аки очень мне помог, – вспоминает Антониу. – Если бы не он, я бы точно себе надумал что-нибудь не то. Он научил меня правильно расслабляться.

Этап в Будапеште был для меня поворотным моментом, когда я подумал, что уже почти обеспечил себе место в Формуле 1. Мне все звонили – Хельмут Марко, Франц Тост – и хвалили за то, как я научился переламывать ситуации и выигрывать вопреки всему. И это была целиком и полностью заслуга Аки.

В тот год я часто бывал в Милтон-Кинсе и встречался с доктором Марко. Признаюсь, было непросто постоянно там находиться и ничего не делать. Но это было полезно для моей карьеры».

Хельмут Марко применяет довольно жесткие методы работы с молодежной академией Red Bull – «один неверный шаг, и мы найдем другого юного таланта». Антониу отметил, что Хинтса часто помогал ему справиться с этим давлением, пусть внешне это и не было заметно.

«Хельмут нередко прислушивался к словам Аки, – продолжил португальский гонщик. – Хинтса часто говорил о том, что состояние повышенной концентрации также может негативно сказаться на работе. Он иногда спрашивал меня о том, давно ли я общался с друзьями, достаточно ли я сплю. Я отвечал, что очень много времени провожу на базе, и тогда он звонил Хельмуту и говорил, что меня нужно отпустить домой.

В среду перед моим последним этапом в Мировой серии мы встречались с Аки, и он мне сказал: «Ты должен выиграть в этот уик-энд». Я был абсолютно уверен, что получу место в Ф1… Полагаю, он знал, что я его не получу, и понимал, что если я выиграю обе гонки, то мне будет очень неприятно услышать такую новость.

Но он старался дать мне иную мотивацию. И тогда я подумал: «Ух ты, а он действительно хочет, чтобы я хорошо выступил...».

Это явно перекликается с образом Аки, которого Дженсон Баттон в свое время охарактеризовал словами "абсолютная легенда", Алекс Вурц назвал его "удивительным человеком", а Хэмилтон и вовсе сказал про него так: «Он мой друг, тренер и член семьи».

В следующем году подразделение Hintsa Performance может еще увеличить свое присутствие в паддоке Ф1, добавив специальные тренинги с составами инженеров и механиков команд. Это поразительно, что в таком закрытом и даже замкнутом мире, полном секретов и тайн, как Формула 1, Аки удалось создать компанию, успешно работающую с разными коллективами.

«Аки всегда был в хороших дружеских отношениях со всеми главными фигурами в паддоке, несмотря на некоторую необходимость держаться особняком, – вспоминает доктор Беннет. – Тот факт, что его компании удалось наладить работу одновременно с несколькими командами, свидетельствует о значимости проекта.

Безмерная мудрость и кротость Аки помогала ему наладить великолепные рабочие отношения не только с гонщиками и руководителями команд, но также с бесчисленным количеством механиков, администраторов, представителями СМИ и обслуживающим персоналом. По сути, он объединял собой мир Формулы 1, не слишком славящийся желанием работать совместно, и мотивировал всех вокруг взаимодействовать на благо общего дела. Для Больших Призов это совершенно уникальная ситуация, абсолютно им не свойственная».

«Он был просто очень милым человеком, – согласился Антониу Феликс да Кошта. – В нем не было никакой политики и всего того, что зачастую окружает Формулу 1. Он всегда пытался донести до нас, что видел много разных гонщиков и ситуаций, и старался сохранить в нас чувство реальности.

Аки иногда говорил очень любопытные вещи – к примеру, никогда не соглашаться на бесплатный полет на частном самолете от спонсора. Если это не твоё – не бери. Если все время соглашаться и принимать такие подарки, то в какой-то момент ситуация обернется против тебя – тебе скажут: «А помнишь, я для тебя как-то сделал...» Аки всегда учил нас быть реалистами и твердо стоять на земле».

Нет сомнений в том, что Хинтса в значительной степени повлиял на состояние современной Ф1. И все, кому когда-либо довелось с ним поработать, придерживаются такого мнения.

«Я безмерно благодарен Аки за возможности, которые он мне дал, – заметил Беннет. – Ему было очень непросто принять решение отойти от дел в паддоке, и он хотел передать работу в Ф1 в надежные руки – без вмешательства со стороны.

Его пример явно демонстрирует невероятные самоотверженность и терпение, необходимые для работы в условиях повышенного прессинга в Формуле 1, где всё пронизано политикой».

При этом Хинтса успевал делиться накопленным опытом не только в Ф1, но и в других сферах, включая бизнес и большую политику. Также он консультировал спортсменов из других видов спорта – кого-то на постоянной основе, других – в моменты повышенного стресса.

«Лучше живешь – лучше работаешь» – это выражение стало настоящей мантрой, которой пронизана книга Аки «The Core», опубликованная в прошлом году.

«Я часто записывал за ним важные вещи, и сейчас все эти записи у меня всегда под рукой. Я открываю их, когда у меня что-то идет не так. Работа с ним изменила меня, мое отношение к спорту и жизни», – подытожил Антониу Феликс да Кошта.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7309/the-man-who-changed-f1-driver-performance

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle