Как Хэмилтон сделал подарок Боттасу за месяц до дня рождения

Риск, на который пошел Льюис Хэмилтон на последнем круге Гран При Венгрии, когда вернул третье место Валттери Боттасу, несмотря на возможный пропуск вперед и Макса Ферстаппена, лишь подчеркнул разницу между демократичной философией в Mercedes и традиционно политизированной атмосферой в Ferrari, нацеленной исключительно на командный результат. Воскресная гонка на Хунгароринге в обзоре от Sky Sports...
Должен ли был трехкратный чемпион мира пропускать вперед напарника на самой финишной ленточке гонки в Венгрии?
Или можно поставить вопрос иначе: мог ли Хэмилтон в воскресенье днем поставить свои личные чемпионские амбиции выше командной этики?
Да, Валттери пропустил напарника лишь для того, чтобы он попробовал атаковать пилотов Ferrari впереди. И сам Льюис подтвердил, что вернет позицию финну, если не сможет опередить его соотечественника в красном.
Но если учесть все сопутствующие обстоятельства, включая возникшие у Mercedes проблемы с радиопередающим устройством, резкое снижение скорости Боттаса на втором отрезке дистанции и близость Макса Ферстаппена, у Хэмилтона было вполне достаточно оправданий на случай, если бы он не стал в концовке заезда возвращать позицию напарнику.
К чести британца стоит отметить, что он все же решился на рискованный маневр на заключительном круге гонки и вернул подиум Валттери, хотя чисто технически – с учетом скорости стремительно накатывающего голландца – это было непросто.
И меньше чем через час после клетчатого флага Льюис поделился своим мнением по этому эпизоду, не выразив и тени сомнения в том, что сделал.
«Я подумал, что это будет очень опасно, – сказал Хэмилтон, – к тому же, каждое очко может быть на счету. Это был пан или пропал. Но мое сердце говорит, что я всё сделал правильно, пропустив его. Я хочу выиграть титул честно».
Однако честные поступки зачастую имеют свои последствия. Уступив Боттасу подиум, Льюис добровольно отдал три очка в личном зачете и позволил Себастьяну Феттелю уйти на летний перерыв, лидируя с перевесом в 14 очков вместо 11.
Повлияет ли жертва Хэмилтона на исход борьбы за титул, мы узнаем лишь в конце года. Когда сезон возобновится, в розыгрыше будет еще 225 очков. Однако не стоит забывать, что за 67-летнюю историю Формулы 1 судьба чемпионства определялась меньшим перевесом, чем три очка, целых 18 раз.
Жест Льюиса может никак не повлиять на итоговый расклад, а может стать для британца губительным.
Руководитель Mercedes F1 Тото Вольф абсолютно прямо и искренне сказал о том, чего может стоить этот маневр.
«Мы, конечно, можем проиграть чемпионат из-за этого эпизода, – признал австриец. – Но такой подход к гонкам позволил нам уже завоевать три чемпионских титула, и мы еще выиграем».
Любопытно отметить также, что такое проявление командной этики в отношении пилотов Mercedes было продемонстрировано на фоне того, как Себастьян Феттель воспользовался приоритетом в Скудерии и выиграл гонку, несмотря на возникшие проблемы, тогда как Кими Райкконен, названный впоследствии президентом Ferrari Серджио Маркионе настоящим варягом, тщательно прикрывал тылы.
И если Ferrari славится в Формуле 1 как самая политизированная команда, Mercedes, напротив, проповедует философию равных возможностей для своих гонщиков. Можно смело предположить, что Феттель вряд ли уступил бы Райкконену позицию в конце гонки, будь они в схожих с Mercedes обстоятельствах, и в то же время Боттас не преминул бы возможностью атаковать напарника за лидерство в гонке, если бы у того возникли проблемы с рулевым управлением, на которые Себастьян жаловался на протяжении всей дистанции.
«У Кими была отличная скорость, и он мог ехать намного быстрее меня большую часть гонки», – признал после заезда немец. Мог, конечно, если бы команда позволила. В воскресенье финн был непривычно разговорчив по радио во время гонки, но все его увещевания не убедили руководство команды произвести размен позициями на трассе.
И такой стиль ведения гонки от команды из Маранелло еще выше поднимает моральный облик противоборствующего ему коллектива "Серебряных стрел". Это был очень благородный жест с их стороны.
«Я – человек своего слова», – сказал после гонки Хэмилтон. Но стоило ли Mercedes дарить Феттелю эти три драгоценных очка вдобавок к тем восьми баллам, которые подарила ему собственная команда, сдержав Райкконена?
«Когда вы боретесь за чемпионство с другой командой, очень мудро подразделять гонщиков номинально на первого и второго номеров», – выразил свое мнение чемпион мира 1996 года Деймон Хилл.
«Мое почтение команде Mercedes и лично Хэмилтону за возвращение обещанной позиции Боттасу, – написал в Twitter Мартин Брандл. – Но с учетом их скорости и командной тактики Ferrari это не имело ни малейшего смысла».
Но в Mercedes с этим не согласны.
«Наши принципы ведения борьбы уже позволили нам завоевать в сумме шесть титулов, и на дистанции такая философия принесет нам еще больше побед», – заявил Вольф.
Также можно задаться вопросом о том, вправе ли был Валттери ожидать, что напарник вернет ему место на подиуме на самой финишной ленточке?
Хэмилтон выехал после своего пит-стопа на 32-м круге в двух секундах позади финна. Это была не лучшая диспозиция для команды. Но у Mercedes и Льюиса была еще одна проблема: поврежденный оптоволоконный кабель, до 44-го круга дистанции не позволявший трехкратному чемпиону мира поддерживать уверенную радиосвязь с командой.
Если бы не эти неприятности, Хэмилтон, возможно, смог бы убедить команду в своей скорости раньше, чем на 46-м круге – непосредственно после остановки в боксах. И тогда более свежие шины, вполне вероятно, помогли бы британцу догнать и опередить Райкконена и значительно осложнить жизнь Ferrari на финише гонки. По крайней мере проблемы со связью и изношенные шины могли бы служить вполне весомым оправданием для Mercedes, если бы они отказались от обратного размена позициями на последнем круге гонки.
К тому же, не стоит забывать об огромной разнице в скорости между Хэмилтоном и Боттасом на втором отрезке дистанции.
С 41-го по 45-й круги напарники по команде шли примерно в одинаковом темпе – в нижних 1.22. Однако сразу после выхода вперед в начале 46-го оборота по Хунгарорингу Льюис продемонстрировал время 1.20,890, а следом – 1.21,189. Боттас потерял около секунды, пропуская Льюиса вперед, и его время на 46-м круге составило 1.24,403, но и следующие круги финна не убедили – лишь 1.21,832 и 1.22,000. А Хэмилтон тем временем уходил в точку.
Многие считают, что Валттери мог рассчитывать на обратный размен позициями в конце гонки только в случае, если бы был способен поддерживать приблизительный темп напарника и лидеров.
Предпоследний круг гонки Боттас по-прежнему начинал в восьми секундах от Льюиса, тогда как Макс Ферстаппен плотно держался у него на хвосте.
Повторим, что у Mercedes был целый вагон оправданий, так что не стоит считать, что иного выхода у них не было. Риск того, что ни одна из их машин в итоге не приедет на подиум, был действительно высок.
Но британец все же принял решение и провернул довольно рискованную операцию по замедлению. 66-й круг он завершил с временем 1.20,818, далее он проезжал круги за 1.21,816, 1.20,932 и 1.21,460, а последний круг в протоколе гонки зафиксирован с временем 1.30,120 – практически пешком.
После финиша Боттас робко поблагодарил напарника поднятой рукой в кокпите. Он по достоинству оценил тот факт, что Льюис пересек финишную ленточку всего в 0,4 секунды впереди Ферстаппена. Риск был, и немалый!
В конце концов Формула 1 – это командный вид спорта. Но может ли гонщик ставить свои интересы выше командных амбиций? На то, чтобы подумать об этом, у Льюиса Хэмилтона и Тото Вольфа, а с ними и у Себастьяна Феттеля, есть целых четыре недели до следующего Гран При…
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько