Макс Ферстаппен ответил на вопросы читателей F1 Racing
Самый молодой победитель гонок Ф1 в истории Макс Ферстаппен дал любопытные ответы на вопросы, заданные читателями издания F1 Racing...
Макс Ферстаппен никогда не тушуется. Он в абсолютно одинаковой манере общается с друзьями, журналистами и инженерами, и ровно так же ведет себя на трассе. За словом в карман юный голландец не лезет – ему всегда есть что сказать, будь то в кокпите RB13 или отвечая на вопросы болельщиков.
Корреспондент F1 Racing встретился с амбициозным гонщиком накануне Гран При Малайзии, который оказался для него богатым на события. В субботу – в день квалификации – Максу исполнилось 20 лет, а днем позже он, покинув тинейджерский возраст, выиграл свою вторую гонку Ф1 в карьере.
Но на момент интервью всё это было в недалеком будущем. Встреча Ферстаппена с корреспондентом F1 Racing состоялась в четверг, а количество вопросов, присланных голландцу читателями издания, превысило все ожидаемые пределы. Но мы полагали, что он без труда с ними справится. Так и вышло…
Что стало секретом твоего потрясающего пилотирования под дождем на запомнившемся прошлогоднем Гран При Бразилии?
Макс Ферстаппен: Да не было никакого секрета. Я просто пилотировал машину как в картинге – искал крупицы сцепления, пытался использовать разные траектории. К тому же, когда вы в ливень едете ровно за машиной соперника, то просто ничего не видите. Так что я съезжал с протоптанных дорожек, чтобы посмотреть, где я вообще нахожусь. И это сработало.
F1 Racing: Это правда, что всё сцепление находится за привычной гоночной траекторией?
Макс Ферстаппен: Всё зависит от ситуации. На той трассе это сработало, а на других может и не сработать. Это всё на ощущениях. Нужно просто иногда пробовать альтернативные линии.
F1 Racing: Но там в одном из моментов ты едва не врезался в стену...
Макс Ферстаппен: Ага, было такое. Я прошел очень близко.
У тебя есть любимый гоночный маневр в Формуле 1 в собственном исполнении?
Макс Ферстаппен: Думаю, это обгон в Спа по внешней траектории. Это было очень опасно.
F1 Racing: Против Фелипе Насра?
Макс Ферстаппен: Да. Но у меня было много классных обгонов – ну, вы в курсе – так что мне трудно вспомнить лучший из них. В Бразилии под дождем в прошлом году было классно. Но обгон по внешней в Blanchimont на огромной скорости – это был самый большой вызов для меня.
За рулем какой исторической машины Формулы 1 ты хотел бы посидеть больше всего?
Макс Ферстаппен: Я бы хотел попробовать машины 1994 года, что-то вроде этого. А потом я бы с удовольствием пересел в шасси времен 2007 или 2008 годов.
F1 Racing: У тебя есть доводы в пользу машин из этих эпох?
Макс Ферстаппен: Мне нравится их внешний вид, особенно это касается поколения шасси 1994 года. Что касается более поздних машин, мне по душе их аэродинамика и крылья.
F1 Racing: Никакого интереса попробовать в действии машины 60-х или 70-х?
Макс Ферстаппен: Неа, ни малейшего.
За каких гонщиков и за какие команды ты болел в детстве? Исключая твоего отца...
Макс Ферстаппен: Да я как-то ни за кого особенно не болел. Мне просто нравилось смотреть гонки. У меня в комнате никогда не было традиционных постеров любимых гонщиков или машин. Ничего такого. Абсолютно.
F1 Racing: Прости за вопрос, а какие постеры у тебя тогда были?
Макс Ферстаппен: Пейзажи, атлас мира, страны, столицы, флаги…
F1 Racing: И что, если тебе сказать страну, ты тут же назовешь ее столицу?
Макс Ферстаппен: Давайте попробуем, но предупреждаю – это было очень давно...
F1 Racing: Начнем сразу со сложного. Столица Монголии?
Макс Ферстаппен: Ох, и правда сложно… Я не знаю.
F1 Racing: А Саудовской Аравии?
Макс Ферстаппен: Рияд.
F1 Racing: Отлично! Кстати, столица Монголии – Улан-Батор.
Вы лучше вашего отца на трассе?
Макс Ферстаппен: Ну, это всегда было целью моего папы, когда он помогал мне в детстве всё осваивать. Так что да, я лучше него.
Какую трассу ты с удовольствием добавил бы в календарь Формулы 1?
Макс Ферстаппен: Мне очень нравится Имола – это отличная трасса, и мне очень хотелось бы, чтобы она вернулась в календарь. Или Зандворт с небольшими модификациями – думаю, это было бы здорово. Еще трассы? Да вроде нет…
А как насчет Аделаиды, например?
Макс Ферстаппен: Нет, вообще я не поклонник городских автодромов. Я больше предпочитаю стационарные трассы со скоростными виражами.
А какая вообще твоя любимая трасса? Где приятнее всего гоняться?
Макс Ферстаппен: Определенно, это Спа. Это практически домашний этап для меня, и там всегда много моих болельщиков. Но и сам автодром великолепен – там очень много плавных поворотов и переходов, это вам не привычные ныне трассы типа разгон/торможение.
Мне очень нравится проезжать там квалификационные круги. Ты атакуешь на пределе, никаких блокировок колес в бесконечных шпильках, никаких проблем потом на разгоне. Ничего подобного – там в основном повороты плавно перетекают один в другой.
А мой безусловный фаворит – второй сектор. Связка Les Combes и дальше длинный правый вираж на спуске. Там бывает очень непросто найти правильную траекторию – многое зависит от машины. Если слишком много недостаточной поворачиваемости, ты стремишься сделать траектории V-образными, а если спереди сцепления хватает, можно превратить их в U-образные.
В каких гоночных дисциплинах ты хотел бы попробовать свои силы помимо Ф1?
Макс Ферстаппен: Я бы хотел поездить в MotoGP. Когда мне было восемь лет, я ездил и на двух, и на четырех колесах. И мне это очень нравилось. Это было немного опасно, конечно, но все же я хотел бы попробовать такой опыт.
MotoGP – это совершенно иной мир, но я бы с удовольствием испытал ощущения от прохождения поворотов "на коленке". Я мало смотрю гонки. Я смотрел Инди-500 и всегда включаю MotoGP. Это отличные гонки, их очень интересно смотреть.
Кто быстрее – твоя мама [Софи Кумпен – бывшая звезда картинга] или папа [экс-пилот Ф1 Йос Ферстаппен]?
Макс Ферстаппен: Думаю, папа. Да, моя мама была очень быстра, но мне кажется, что отец будет побыстрее. Они как-то ездили на картодроме в равных условиях. Борьба была очень плотной, но папа все же оказался немного быстрее.
Ты часто выкладываешь фотографии, где ты играешь в видеоигры. А какая твоя любимая?
Макс Ферстаппен: В основном я играю в FIFA. Иногда в игры по Ф1, но в основном футбол – с моей собственной командой в FIFA 18.
Когда ты сдавал на права, инструктор ругал тебя за что-нибудь? Давал тебе какие-то советы?
Макс Ферстаппен: Эммм.. Да, дважды. В обоих случаях я не уступил дорогу. Мне просто казалось, что та машина была еще очень далеко. Инструктор отругал меня. Во втором случае я не пропустил пешеходов. Но они даже к краю дороги еще не подошли! И снова он был недоволен. Но я все же получил права, так что все в порядке.
У тебя бывает ощущение, что тебя несправедливо судят в твоих обгонных маневрах?
Макс Ферстаппен: Да. Думаю, совершение обгонов – это настоящее искусство, так же, как и оборона позиции.
Каково тебе работать с Хельмутом Марко?
Макс Ферстаппен: Со стороны он выглядит… эммм… я бы не сказал свирепым, но по крайней мере человеком, с которым трудно общаться. Но когда знакомишься с ним поближе, то понимаешь, что он прекрасный человек и гонщик, который всегда точно знает, о чем говорит.
И да, ты должен сразу показывать результат, иначе тебя просто выгонят из системы Red Bull – но таковы реалии автоспорта. Он бывает довольно строгим, но знаете, я столько лет проработал с отцом, и я думаю, что нет никого строже него.
Макс, а что ты делаешь в свободное время, чтобы отдохнуть?
Макс Ферстаппен: Просто провожу время с друзьями. Катаюсь на гидроцикле. Сейчас не так часто, поскольку погода не позволяет, но я очень люблю это занятие. Бываю с семьей. Но так как весь год мне приходится путешествовать, то в выходные я иногда люблю просто поваляться и поспать.
Какое правило в регламент Ф1 ты бы добавил, чтобы сделать гонки более захватывающими?
Макс Ферстаппен: В данный момент главной проблемой является то, что мы не можем вплотную преследовать соперников на трассе. Именно на это я бы обратил свое внимание. Но это единственное, пожалуй.
Кто твой гоночный герой?
Макс Ферстаппен: У меня таких нет.
F1 Racing: Даже не твой отец?
Макс Ферстаппен: Нет. Я не рассматриваю его как гоночного героя, он просто мой наставник и друг. Я очень ценю всё, что он для меня сделал.
Учитывая твою любовь к PlayStation, ты хотел бы принять участие в соревнованиях в онлайне?
Макс Ферстаппен: Запросто. Но я думаю, что у меня не будет шансов из-за отсутствия должной практики. Есть профессиональные симрейсеры, мне с ними просто не тягаться...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько