Леклер против всего мира: какие вызовы уготованы дебютанту Ferrari
Удастся ли юному пилоту проявить себя в команде чемпионского калибра? Суждено ли Шарлю стать следующей звездой Формулы 1 или его ждет судьба Фелипе Массы, Даниила Квята или Хейкки Ковалайнена? Разбирается AUTOSPORT.com.ru...
Слухи о переходе Шарля Леклера из Sauber в Ferrari ходили несколько недель, и перед Гран При Сингапура Скудерия подтвердила переход монегаска — со следующего года он станет новым напарником Себастьяна Феттеля.
Официально: Шарль Леклер заменит Кими Райкконена в Ferrari в 2019 году
Ferrari нечасто приглашает к себе молодых пилотов — в последние годы в Маранелло предпочитали подписывать контракты с состоявшимися гонщиками: Феттель, Райкконен, Алонсо — все они приходили в команду, уже имея за плечами победы в Гран При или даже чемпионские титулы. Последний пример воспитанника Скудерии, получившего шанс за рулём боевого автомобиля, это Фелипе Масса, дебют которого в Ferrari состоялся в далёком 2006 году. Так что переход Леклера — действительно судьбоносное событие.
Шарль – один из самых многообещающих дебютантов за последние годы, поэтому многие надеются, что монегаску удастся заявить о себе. Но не всё так просто — одной скорости здесь будет недостаточно, и молодому гонщику придётся преодолеть несколько серьёзных проблем.
1. Нехватка опыта
Главной трудностью для Леклера в следующем году станет нехватка опыта, ведь ещё пять лет назад он выступал в картинге. Шарль был очень быстр с первых же гонок в «формулах», а потому проскочил все уровни молодёжных серий за четыре года. В Формуле 1 на счету Леклера один (и то пока не полный) сезон — никому так быстро не удавалось пробиться в Топ-команду. Да, можно вспомнить, например, Макса Ферстаппена, но Red Bull в своей нынешней форме далёк от борьбы за чемпионский титул.
В последний раз, когда Ferrari подписывала контракт с относительно молодым и неопытным гонщиком, это был как раз Фелипе Масса, но к тому моменту бразилец провёл два боевых сезона в Sauber и отработал год тест-пилотом в Скудерии. Опыта у Массы было существенно больше, но даже несмотря на это в первый год Фелипе больше учился у Шумахера, нежели ехал на результат.
Если говорить о Леклере, то в его случае нехватка опыта отчасти компенсируется долгосрочным контрактом — за Ferrari монегаск будет выступать вплоть до 2022 года, то есть минимум четыре сезона. К середине этого срока Шарль уже должен стать довольно опытным гонщиком и понимать, что к чему в Маранелло. Тем не менее первый сезон в Ferrari получится для гонщика непростым.
2. Новый коллектив
Ещё одним вызовом для Леклера станет необходимость адаптироваться к новой команде. Если Sauber — сравнительно небольшая команда, то у Ferrari куда более сложная и масштабная структура, а потому многие связи внутри коллектива выстроены иначе. Возвращаясь к тому же Массе, можно вспомнить, что он, приходя в Ferrari призовым пилотом, отработал в команде целый год тест-пилотом и отлично знал всех механиков и инженеров. Леклеру придётся изучать всё уже в боевом режиме.
В 21 год парню предстоит сработаться с десятками людей, непосредственно работающих с его машиной, и сотнями других специалистов, часть из которых даже не приезжает на гонки. С одной стороны, это не такая уж и большая проблема для гонщика — в конце концов, в молодёжных сериях Леклер также каждый год работал с новыми людьми.
Однако не всегда адаптация к коллективу проходит гладко. Например, Серхио Переса в McLaren до сих пор вспоминают как не самого командного игрока. На уровне топ-коллективов гонщику необходимо полное взаимопонимание с инженерами — не только для настройки машины, но и для принятия решений по ходу гонки. А для этого требуется опыт совместной работы.
3. Психологическое давление
Попадая в топ-команду, любой пилот сталкивается с гигантским психологическим прессингом, а молодой пилот сталкивается с ним вдвойне. И порой это настолько тяжёлый груз, что может полностью испортить карьеру. Можно, например, вспомнить историю взаимоотношений Даниила Квята с Red Bull — в какой-то момент давление на молодого гонщика оказалось столь сильным, что россиянину попросту не удалось собраться и ехать в свою силу. А если речь идёт о Ferrari, то давление будет ещё сильнее — за тобой следит весь мир.
С по-настоящему серьёзным прессингом Леклер ещё не сталкивался — в GP3 и Формуле 2 монегаск выступал за ART Grand Prix и Prema соответственно и в обоих чемпионатах победил за явным преимуществом, обеспечив титул ещё до финальной гонки. На данный момент самым трудным вызовом в карьере Леклера стал дебют в Sauber, и в первых гонках новичок регулярно допускал ошибки.
В составе Sauber, где вся команда понимает, что пилот делает свои первые шаги в Больших Призах, справиться с этим давлением проще. В конце концов, никто не ждал от Леклера быстрых побед, а команда в начале сезона считалась аутсайдером чемпионата. Но со временем Шарль освоился и произвёл хорошее впечатление. Но в Ferrari ошибки новичку так легко не простят — даже Феттелю регулярно достаётся от итальянской прессы за те или иные промахи. У Леклера, конечно, будет какое-то время на адаптацию, но результат с него начнут спрашивать практически сразу.
4. Сильный напарник
Для молодого гонщика сильный напарник может стать хорошим ориентиром и точкой, к которой нужно стремиться, но в то же время выступление бок о бок с известным пилотом может навредить карьере. В следующем году Леклер будет напарником Себастьяна Феттеля, который, наверняка, станет беспрекословным лидером Ferrari — по крайней мере на сезон-2019.
Стоффель Вандорн после двух сезонов в одной команде с Фернандо Алонсо рискует навсегда потерять место в Формуле 1. Джолион Палмер вылетел из Больших Призов, не выдержав конкуренции с Нико Хюлькенбергом. Эстебан Гутьеррес провалился на фоне Ромена Грожана. Но, пожалуй, самым ярким примером является карьера Хейкки Ковалайнена: после неплохого дебюта в Renault финн считался перспективным пилотом, однако два года в тени Льюиса Хэмилтона в McLaren уничтожили его репутацию, и после ещё двух лет в Lotus/Caterham гонщик расстался с Формулой 1.
У нас же будет возможность сравнить Шарля Леклера с Себастьяном Феттелем — четырёхкратным чемпионом мира. И далеко не факт, что монегаск обязательно затеряется на фоне немецкого пилота — в конце концов, удалось же Хэмилтону бросить вызов Алонсо в 2007-м, а совсем недавно — в 2014-м — самого Феттеля неожиданно опередил Даниэль Риккардо. Конечно, Леклеру придётся непросто, но, возможно, именно ему суждено стать следующей звездой Формулы 1...
Так или иначе, будущее монегаска в его собственных руках, и как он им распорядится, покажет следующий сезон.