Дакар, что ты делаешь, прекрати! Взгляд недовольного болельщика
У организаторов таких масштабных соревнований, как Дакар, работы, прямо скажем, выше крыши. И все ради чего? Ради зрителя и ради зрелища. Но не всегда зрелище бывает по душе зрителю. Как же найти эту тонкую грань?
В этом году ралли-марафон проходил по территории одной страны, Перу, но на сложности маршрута это никак не сказалось: коварные пески, постоянные дюны, феш-феш и каменистые участки. Кажется, это именно то, за что гонщики уважали эту гонку в «африканские» времена. Да, не было Боливии с ее грязевыми ливнями и Аргентины с ее скоростными дорогами в духе WRC, но зато были максимально экстремальные условия.
Дорожная книга
В ралли-рейдах экипажи выезжают на спецучасток, не зная трассы, у них есть только Дорожная книга, представляющая своего рода квест, и в отсутствие GPS-навигаторов она — единственная надежда найти верный маршрут. Но на Дакаре-2019, по мнению некоторых участников, в нее закрались неточности. «Роудбук в этом году — полный провал», — заявил Карлос Сайнс, когда посреди прямой оказался на обочине с вывернутой подвеской. Канава, в которую попал испанец, в Дорожной книге не была прописана. Как и спуск, где перевернулся Сергей Карякин.
Видео: Сергей Карякин перевернулся на седьмом спецучастке Дакара
Почему организаторы поступили именно так? Ведь это создаёт некий элемент лотереи: кто-то проехал дистанцию и не перевернулся, а кому-то — не повезло. Неужели отметка канавы не позволит выделить сильнейший экипаж?
Скрытые путевые точки
Спецучасток ралли-рейда состоит из точек — контрольных, на которых стоит судейский пост, и путевых, существующих лишь в памяти Iritrack, навигационного прибора участников. Чтобы «взять» путевую точку, экипаж должен проехать в определённом радиусе от неё, после чего Iritrack подаст звуковой сигнал, и в этом году многие из них были скрыты дюнами или располагались в районе воронок, а потому доехать до них, даже разобравшись в местонахождении, становилось крайне сложно. Даже очень опытные участники теряли на этом слишком много времени.
Однако не совсем понятен смысл таких сложностей. Контрольные и путевые точки находятся на маршруте для того, чтобы никто из участников не мог срезать изначально размеченный организаторами путь и получить незаконное преимущество. То есть сам факт взятия точки не должен быть слишком трудным, если экипаж нашёл верный маршрут по Дорожной книге.
Конечно, будет справедливо замечание, что все находятся в равных условиях, однако на гонку в целом и плотность борьбы подобные эксперименты влияют негативно. Так, Сергей Вязович получил часовой штраф за пропуск одной из точек. Экипаж знал, где она находится, но не смог к ней подобраться.
Штурман Николаева: Этот Дакар выделяется множеством невидимых точек
Из-за подобных квестов шансы побороться за победу потеряли многие популярные пилоты, ради которых зрители ждали репортажей из Перу. Отстал из-за проблем с навигацией Себастьен Лёб, постоянно ошибался Стефан Петерансель. Добавьте сюда технические проблемы экипажей, и в итоге борьбы в классе внедорожников не получилось вовсе — Нассер Аль-Аттия вёз всему пелотону 20-30 минут с первых дней гонки и с этим отрывом финишировал. Это, конечно, не умаляет заслуг катарца, но, если быть до конца откровенным, на последних этапах интрига оставалась только в мотозачёте.
И страдают от такого зрелища как болельщики, так и спонсоры, которые хотят видеть своих подопечных по телевизору и на подиуме, но рискуют уже после пары этапов потерять спортсменов в «гарнире» и не получить никакой маркетинговой отдачи от своих вложений. Да, крупные партнеры, поддерживающие заводские команды не только в рамках Дакара, останутся верны своим пилотам — это более глубокие имиджевые кооперации, но как быть частникам, для которых неудачный опыт может стать фатальным и лишить спортсменов финансирования на следующий год?
Палки в колеса КАМАЗа
«Синяя Армада» уже много лет доминирует в мировых ралли-рейдах и выиграла вдвое больше «Дакаров», чем Tatra, Iveco, Renault и МАЗ вместе взятые. Организаторам гонки это не очень-то нравится, но в этот раз они превзошли себя. Началось всё с дисквалификации Андрея Каргинова, когда под колёса его грузовика попал зритель. По какой-то причине виноват в этом оказался гонщик, а не организаторы, не удосужившиеся хоть как-то оградить трассу в зрительской зоне. Да, перекрыть всю пустыню невозможно, но, судя по количеству зрителей в этом месте, это была именно зрительская зона. И в ней уж точно можно было принять меры для безопасности болельщиков.
Андрей Каргинов: Вины болельщика в моей дисквалификации нет
Дальше больше: по итогам шестого этапа комиссары решили компенсировать Дмитрию Сотникову 28 минут. Это, конечно, хороший подарок, но в итоге он полностью разрушил командную тактику российского коллектива. На седьмом этапе Сотникову пришлось стартовать не вместе с Николаевым, а на десять минут раньше. Дмитрий дождался партнёра, но из-за этого не попал в Топ-5 и на восьмой день гонки отправился на дистанцию на два часа позже Эдуарда. Вот так их сначала искусственно разделили, а затем на следующий день решение о компенсации было отменено и к времени Сотникова добавились те же самые 28 минут.
Владимир Чагин: Организаторы не упускают шанса сунуть палку в колесо «КАМАЗу»
И это был не единичный случай. Федерико Виллагра избежал наказания, хотя дозаправлялся в зоне нейтрализации, где это строго запрещено, и фактически ехал первую половину этапа с полупустыми баками. Жерар де Рой гонялся против КАМАЗов с выходящим за пределы регламента ходом подвески — все на бивуаке это видели, но никто ничего не сказал...
Дакар — это самая экстремальная гонка в мире, которую мы смотрим, чтобы увидеть сражение самых смелых гонщиков планеты в непреодолимых для обычного человека условиях. Нам интересно узнать, кто из них окажется самым быстрым и находчивым без сомнительной «помощи». И неважно, сколько стран принимает это великое соревнование, важно, чтобы все было на высшем уровне.