Как Red Bull помогла медоеду войти в элиту Формулы 1
Принявший неожиданное решение сменить процветающую команду Red Bull Racing на проходящую этап становления Renault Даниэль Риккардо поделился со Стюартом Кодлингом воспоминаниями о взлетах и падениях в составе австрийского коллектива. Вспомним их и мы...
Сожаления? Если только совсем чуть-чуть… В остальном же по фирменной 1000-ваттной улыбке Даниэля при встрече сразу было понятно, что делиться самыми сокровенными переживаниями по поводу ухода из команды, ставшей его вторым домом, он не собирается.
Смена команды – вполне обычная практика для любого профессионального спортсмена, и гонщика в том числе, но когда речь идет о коллективе, который тебя вырастил и качал твою гоночную люльку, всё бывает не так просто. За последнее десятилетие через это прошли разве что Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель.
В составе Red Bull австралиец превратился из подающего надежды улыбчивого юноши в одного из лучших гонщиков в пелотоне Формулы 1 и главного, по мнению многих, специалиста по обгонам.
За это время многие коллеги Даниэля по молодежной программе Red Bull потеряли свое место в системе, а некоторые из них были просто вышвырнуты за дверь.
Это было очень увлекательное путешествие, и мы в F1 Racing собрали несколько фотографий, которые должны были напомнить Риккардо его путь в коллективе красных быков. Не сказать, чтобы он всерьез принял нашу идею…
«Путешествие? – усмехнулся он. – Когда я слышу это слово, то сразу вспоминаю песню [группы Journey] «Продолжа-а-а-ай верить, слушай свои чу-у-у-увства...»
Надо признать, что в карьере Даниэля до сих пор было гораздо больше высоких нот, чем в его вокале, и слушатели его пения могут расслабиться – к их счастью, он нашел себя в другой профессии.
Фривольность и жизнерадостность Риккардо – его фирменный знак, но можно вспомнить, что в начале его карьеры в Формуле 1 такой образ нравился далеко не всем в руководящих кругах команд. Недостаток серьезного отношения к делу, они считали, не лучшим образом скажется на карьере гонщика.
«Да нет, меня воспринимали вполне серьезно, – не согласился Даниэль. – В Red Bull так точно. Да, со стороны люди видели только мой смех и улыбки, к тому же, в то время я проводил не так много плотных сражений на трассе, так что не мог во весь голос заявить о себе.
Все вокруг считали, что я быстрый гонщик, но без "инстинкта убийцы", который необходим для борьбы в верхушке пелотона. Но в глубине души я знал, что это качество во мне присутствует. Оно меня никогда не покидало – с самого картинга. Просто в Формуле 1 мне потребовалось определенное время, чтобы этот инстинкт расцвел. Когда я только пришел в Большие Призы, я был немного подавлен».
Эти слова перекликаются с мнением еще одного выпускника молодежной программы Red Bull Брендона Хартли, который делил с Риккардо роль тестового и резервного пилота Red Bull и Toro Rosso в 2010 году – до того, как был исключен из системы прямо посреди года.
«Очень смутный период, когда я потерял уверенность в себе. Я не был в своей тарелке и никак не мог себя проявить», – так вспоминал о том времени новозеландец.
Результаты Риккардо в молодежных сериях были весьма стабильными, но без особого лоска. Хотя свой титул в британской Формуле 3 он выиграл еще до того, как эта серия пошла на спад.
Но с кромки трассы наблюдать за пилотажем австралийца всегда было интересно – и это не ускользнуло из вида Хельмута Марко, нередко исполняющего в молодежной программе Red Bull роль безжалостного палача.
Именно австриец был инициатором подписания контракта с Даниэлем и в будущем не раз "оставлял его в живых", чего нельзя было сказать о многих его коллегах: Хайме Альгерсуари, Себастьене Буэми, Жане-Эрике Верне и других – все они один за другим впали в немилость седовласого старца.
Вместе с руководителем команды Кристианом Хорнером и гоночным инженером Даниэля Саймоном Ренни Хельмута вполне можно назвать одной из ключевых фигур в развитии карьеры Риккардо.
«С самой первой встречи Хельмут был со мной очень приветлив, – вспоминает семикратный победитель гонок Ф1. – Я помню, он приехал в Эшторил 2 ноября… или декабря… чтобы подписать со мной контракт».
В те годы компания Red Bull проводила ежегодный смотр юных талантов на португальской трассе для включения в свою молодежную программу. И два-три лучших пилота получали финансовую поддержку концерна на следующий сезон и благосклонность их нового пастыря Марко.
«Я помню, и Хельмут тоже до сих пор иногда это вспоминает, что когда он впервые увидел меня на трассе, то был удивлен тем, как моя машина ходит из стороны в сторону на торможениях, – продолжил Даниэль. – Он всегда с большой страстью рассказывал о моем стиле пилотирования.
Я очень уважаю Хельмута, ведь он сам гонщик, и, нравится вам это или нет, он всегда будет говорить то, что видит. В молодости мне это особенно помогло в становлении. Да, быть может, некоторые его телефонные звонки в то время казались неуместными, но теперь я знаю, что и они мне помогли».
Сейчас мы принимаем как данность тот факт, что в 2014 году, когда Даниэль заменил в старшей команде Red Bull вконец обиженного Марка Уэббера, став напарником четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля, он наголову разбил более опытного немца. После такого позора титулованному Феттелю ничего не оставалось, кроме как перейти в Ferrari.
Но в начале того года именно Риккардо находился под большим давлением. Сейчас он признается, что понимал тогда всю важность того сезона для его дальнейшей карьеры. Шутка ли – до этого Red Bull взяла четыре дубля в чемпионате, а Себастьян был неоспоримым первым номером в команде. Однако их первое шасси в новой турбогибридной эпохе Ф1 вышло не лучшим, да и в Renault не блестяще справились со строительством первой версии силовой установки по новому регламенту.
Вплоть до июньского Гран При Канады Mercedes, лучше остальных справившаяся с переходом на новые технологии, полностью доминировала. Однако в Монреале у моторов «Серебряных стрел» возникли проблемы, в результате чего Льюис Хэмилтон сошел с дистанции, а Нико Росберг сохранил неуверенное лидерство, которого лишился на предпоследнем круге дистанции после выхода вперед Риккардо.
«Я использовал бы здесь слово "облегчение" – это когда ты предполагаешь, что способен на что-то, но пока не сделаешь этого, не поймешь точно, мог ли ты это сделать на самом деле, – сказал австралиец, указав пальцем на фотографию, где он красуется на вершине пьедестала. – Помню, когда я прошел Росберга на предпоследнем круге, следующими были первый и второй повороты трассы. И тогда я подумал: «Надеюсь, мои руки все еще работают и я смогу переключать передачи, я не завис...»
Эта победа и еще два триумфа в оставшейся части сезона укрепили репутацию Риккардо в паддоке и ускорили решение Себастьяна распрощаться с австрийской дружиной. И все же дальнейший путь Даниэля с Red Bull нельзя назвать безоблачным.
На протяжении следующих лет команда выступала очень нестабильно, и прогресс мотористов Renault также не был стремительным.
В сезоне-2015 австралийский пилот не выиграл ни одной гонки, а годом позже взял лишь одну победу, вторую – в Монако – он упустил из-за стратегической ошибки на командном мостике.
В 2017-м вплоть до начала европейской части сезона в распоряжении Даниэля не было машины, способной биться за подиумы. В результате за тот год он снова выиграл лишь раз – в Баку, при довольно случайном развитии гонки.
Минувший чемпионат Риккардо начал весьма уверенно, поднявшись на верхнюю ступеньку пьедестала в Китае и Монако, однако во второй части сезона RB14 австралийца словно прокляли – машина начала ломаться всегда и всюду, в самые неподходящие для этого моменты.
Так что часть карьеры, проведенную Даниэлем в Red Bull, отнюдь нельзя назвать триумфальной или безоблачной.
«Это довольно забавно, – продолжил Риккардо. – В 2014 году в Сингапуре ко мне подошел Джеки Стюарт и сказал нечто, что я тогда не до конца понял.
Там было что-то вроде «Ты уже добился определенного успеха, и сейчас всё может стать только труднее. Тебе очень важно контролировать ситуацию. С тобой еще много всего произойдет». В общем, он предупредил меня о том, что оставаться на вершине всегда труднее, чем на нее взойти. Также он предложил обращаться к нему за советом, если будет сложно.
Конечно, я был очень признателен ему за помощь, но я не мог до конца понять его посыл, ведь я был в сильной команде, только недавно выиграл три гонки и думал: «Чёрт возьми, это так просто, о чем вы мне тут говорите? И дальше всё будет только легче. Если я смог сделать это в борьбе с Себом, то смогу с кем угодно».
Лишь в 2015-м до меня дошло, что он имел в виду. Далеко не всегда всё идет так, как ты запланировал.
Полагаю, труднее всего мне было усмирить свои собственные ожидания. Признаюсь, я подумывал о том, чтобы побороться за чемпионский титул в 2015-м. Именно поэтому после того сезона слово "ожидание" вошло в список нелюбимых мной. Не нужно строить амбициозные планы, лучше принимать события по мере их наступления».
И хотя Даниэль до сего времени выиграл гораздо меньше гонок, чем планировал, он сумел завоевать репутацию едва ли не главного специалиста по обгонам в нынешнем пелотоне Формулы 1. Нет, не тех обгонов с помощью DRS, как на скоростной магистрали, а олдскульных – на последних остатках сцепления в зоне торможения.
Мало кто в современных Больших Призах способен находить едва уловимое равновесие между изношенными шинами Pirelli и дорожным покрытием.
«Это умение приходит с уверенностью в себе, – прокомментировал Риккардо. – Думаю, я всегда обладал очень чувствительным стилем пилотирования.
Фаза торможения очень тесно завязана на чувстве автомобиля. Нужно очень четко понимать, когда сцепление заканчивается, и только тогда снижать давление на педаль. Именно это понимание позволяет мне тормозить так поздно.
Думаю, многие воспринимали меня как мальчика для битья, когда я только пришел в Ф1. Но я-то знал, что это не так, и всеми силами пытался доказать это. Мне очень хотелось показать им средний палец со словами: «Я могу это делать! И могу делать это очень хорошо!» Я хотел, чтобы меня за это ценили.
Когда я рос, у меня было много гонок, после которых я с сожалением думал: «Блин, если бы я решился на тот маневр на пятом круге, гонка могла сложиться для меня совершенно иначе...» Я часто сомневался в себе в юности, но каждый раз, когда решался на отчаянный маневр, всё проходило нормально.
Когда я перешел в топ-команду Формулы 1, я решил для себя, что не буду давать себе спуску, если начну малодушничать. Я понял вдруг, что лучше уж буду попадать в аварии, чем упускать возможности для атаки. И когда этот принцип прижился во мне, мне стало легче».
И хотя последние месяцы с Red Bull не принесли австралийцу ничего, кроме разочарования, вряд ли стоит надеяться, что в новой команде его ждет моментальный взлет.
Когда Renault приобрела Team Enstone в 2015 году, они установили трехлетний план возвращения команды на вершину спорта. Через пару лет французам пришлось перекраивать свои планы, поскольку поставленная задача оказалась слишком амбициозной и просто непосильной. Теперь в Энстоуне нацелены на возвращение в первые ряды только после глобальной смены регламента в 2021 году. Для Риккардо это может вылиться в следующие два года в попытках пробиться в третий сегмент квалификации и смотреть на празднующих гонщиков на подиумах со стороны.
Для кого-то из соперников Даниэля это будет в радость – мало кому хочется пить из потного ботинка товарища по пьедесталу! И если приглашенные на церемонии празднования сэр Патрик Стюарт и Джерард Батлер не испугались такой участи, другие – в числе которых и Валттери Боттас – отвечали резким отказом.
«Ах ты ж гляди, какая цаца», – печально покачал головой австралиец...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8711/how-red-bull-helped-ricciardo-join-f1-elite