Тема недели: Сможет ли дуэль Ферстаппена и Леклера изменить Формулу 1?
Последние три круга Гран При Австрии и три часа после показали, что проблемы в Ф1 связаны не только с автомобилями, на которых почти невозможно обгонять.
Сражение двух главных молодых талантов стартовой решётки завершилось жёстким манёвром голландца и очередным поражением команды Ferrari. После финиша судьи три часа совещались по поводу того, наказывать Ферстаппена или нет, но в итоге сохранили за Максом победу. Станет ли эта история примером для новой эры в Формуле 1?
Правила — часть проблемы
То, что с правилами что-то не так, стало ясно ещё в Канаде. Да, согласно нынешним формулировкам, Феттель действительно возвращался на трассу небезопасно (для Хэмилтона). Но есть большая разница между возвращением в разгоняющийся пелотон и отлавливанием машины после ошибки в борьбе за победу.
Представьте, насколько захватывающей получилась бы концовка гонки в Монреале, если бы не судьи. Льюис понял бы, что Себ «поплыл» и допускает ошибки, и стал бы прессинговать. Немец занервничал бы ещё больше, так как атаки посыпались бы на него одна за другой. Но правила — их прочтение и интерпретация — лишили Формулу 1 этой дуэли.
В стиле Шумахера и Росси. Итоги Гран При Австрии
Подобное могло бы произойти и в Австрии. Выпиши судьи штраф, агрессивная борьба в стиле Ферстаппена де-факто была бы объявлена вне закона. Хотя в данном случае можно было сослаться на пункт, запрещающий пилотам выдавливать друг друга за пределы трассы. Но судьи наверняка уцепились за то, что Леклер сам держался бок о бок с соперником, хотя был уже позади и понимал, что при таком входе в поворот Макс будет расширять траекторию.
По версии комиссаров, Шарль не предпринял ничего, чтобы избежать контакта, а потому Ферстаппен не может в одиночку нести ответственность за тот инцидент. В случае с Феттелем такая трактовка не сработала бы, поскольку Хэмилтон не обязан как-либо избегать контактов с машиной, покинувшей пределы трассы. Немец обязан был вернуться безопасно.
Феттель: Стюарды должны оставить гонщиков в покое – мы сами разберемся!
Так или иначе, нынешние правила представляют собой проблему и во многом противоречат тому, что рассчитывают увидеть на трассе болельщики. По-настоящему агрессивные и ничем не спровоцированные действия (как, например, движение Переса в сторону Сироткина в Сингапуре) должны быть наказуемы, однако в то же время правила не должны ограничивать гонщиков в борьбе — учитывая, что её и без того не всегда хватает.
Задача для Брауна
Нынешние правила были окончательно сформированы в 2014-2016 годах, когда Формула 1 только-только перешла на турбогибридные моторы и упрощённую аэродинамику, из-за которой автомобилям отчаянно не хватало сцепления. Предполагалось, что это повысит роль пилота. Кроме того, огромную роль сыграли разрушающиеся очень быстро шины Pirelli — разница в скорости между свежим комплектом и изношенным составляла по несколько секунд на круге, поэтому обгонов было много, все они проходили безопасно, но были больше похожи на перестроение в левый ряд на автобане. Как таковой борьбы на трассе уже не было...
Маттиа Бинотто: Мы не станем обжаловать решение стюардов – так лучше для спорта
В 2017 году уровень аэродинамики вернули на прежний уровень, машины поехали намного быстрее, а пилотам вновь пришлось бороться — подготовленные к увеличенной прижимной силе шины были уже намного прочнее. На трассы вернулись затяжные поединки, когда один пилот два-три круга раскачивал оборону соперника, чтобы провести одну решающую атаку, стало больше и контактов, а наработанная прежде практика предписывала наказывать за любые помехи, созданные другому пилоту. В 2015-м, когда разница в шинах позволяла аккуратно объехать другую машину, это работало, но в нынешних реалиях постепенно превращается в абсурд, когда любое касание или ошибка становится предметом разбирательства стюардов — как, например, у Квята в Шанхае в этом году.
Судьи уже объявили о том, что будут давать пилотам больше возможностей для борьбы, однако пока эта концепция не работает. Но в таком виде она и не может работать — если у Ferrari или Mercedes будет хоть малейший шанс оспорить своё поражение, они им попытаются воспользоваться, ведь главное это то, что написано в правилах.
Таким образом, к 2021 году, когда в силу должен вступить новый технический регламент, Россу Брауну и его команде также необходимо проработать новый спортивный регламент, который не будет препятствовать борьбе на трассе, а наоборот — поощрять активных пилотов, создающих яркое шоу.
Граунд-эффект – ключ к здоровью Формулы 1
В ожидании 2021 года
Впрочем, проблема не только в правилах — на этих машинах по-прежнему очень сложно обгонять. Да, Ферстаппен отлично справился в Шпильберге, но проведи Ferrari пит-стоп Леклера чуть позже, и скорости Red Bull не хватило бы, чтобы навязать борьбу лидеру гонки. А тогда Гран При Австрии вызвал бы куда меньше восторгов.
Перед спортивной дирекцией первенства уже стоит задача придумать к сезону-2021 совершенно новые машины — предполагается, что аэродинамическое оперение автомобилей станет проще, а прижимную силу в основном будет генерировать граунд-эффект. Благодаря этому небольшие контакты в глубине пелотона, будут оказывать меньшее влияние на поведение машины на трассе — потеря элементов оперения уже не будет столь критичной. С другой стороны, повреждения днища полностью лишат пилота какой-либо прижимной силы. Но главное в том, что возмущённый воздух за машиной впереди не будет препятствовать плотной борьбе и преследованию соперника.
Помимо аэродинамики, необходимо проработать прочность подвески и других внешних элементов автомобиля, поскольку от этого напрямую зависит то, насколько активен будет в борьбе пилот. Если машина слишком хрупкая, пилот двадцать раз подумает, прежде чем идти в атаку.
Для примера можно взять Формулу Е — новая машина электросерии оказалась настолько прочной, что пилоты смело вступают в борьбу колесо в колесо. Это привело к тому, что контактов стало слишком много, и организаторы даже ввели правило «жёлтой карточки» –нарушение было, но на штраф оно не тянет. Две «жёлтые» — красная (штраф).
И, конечно, главный бич современной Формулы 1 — гигантская разница в бюджетах топ-команд и середняков, у которых в принципе нет ресурсов, чтобы тягаться с грандами. Но эту проблему Liberty рассчитывает решить ограничением расходов — пока речь идёт о $175 млн в год.
Поможет ли всё это? Посмотрим. Хочется верить, что в 2021 году нас ждёт совершенно другая Формула 1. Хотя также говорили и в 2014-м...