Секрет успеха Ferrari. Технический обзор Гран При Сингапура
Никто не предполагал, что на городской трассе в Сингапуре команда Ferrari будет быстра. Честно сказать, даже второе место по чистой скорости мало кто им отдавал. Но Скудерия вопреки всем ожиданиям добилась победного дубля! За счет чего? Посмотрим...
Кто ставил на победный дубль Ferrari в Сингапуре, поднимите руки! Да, на скоростных автодромах в Спа и Монце красные машины были очень быстры, но таковы были их конструктивные особенности с самого начала сезона. Но чтобы в Сингапуре…
Что же случилось? Кого ругать, а кого хвалить?
На самом же деле это вопрос более комплексный, чем кажется на первый взгляд.
На предсезонных тестах в Барселоне пилоты Скудерии продемонстрировали потрясающую скорость. Но на поверку оказалось, что аэродинамическая эффективность шасси SF90 значительно смещена в сторону скорости на прямых в ущерб прижимной силе, необходимой для прохождения поворотов.
Когда проблема была выявлена, в Маранелло началась работа по устранению этих недостатков, которая продолжалась несколько месяцев, на протяжении которых было сделано несколько неверных решений в отношении новинок. Но после летнего перерыва – а именно к Гран При Сингапура – команда Ferrari нащупала верный путь, немало напугав соперников из Mercedes, которые не привезли существенного пакета обновлений.
Что касается новинок Скудерии, то в первую очередь стоит отметить изменение концепции передней части носового обтекателя, где появились своеобразные "ноздри" – не такие выраженные, как у Racing Point, но всё же. Через эти отверстия воздушный поток поступает на так называемый мыс – конструктивное дополнение в нижней части обтекателя для увеличения прижимной силы спереди и направления воздушного потока на боковые дефлекторы. На фото ниже новая конструкция носового обтекателя (во вставке – предыдущая конструкция с ребрами).
Это решение вкупе с добавлением серии плавников в области днища (на фото ниже) в дополнение к продольным прорезям позволяет направлять более упорядоченный и плотный поток воздуха на обновленный диффузор (на фото ниже), что положительно влияет на прижимную силу в задней части шасси.
Измененное заднее антикрыло (на фото ниже) довершает обновление концепции Ferrari, которую команда, судя по всему, сохранит на всю оставшуюся часть сезона.
В результате этих удачных модернизаций команда из Маранелло добилась существенного прироста аэродинамической эффективности в Сингапуре, хотя еще до старта уик-энда Себастьян Феттель и Шарль Леклер не были уверены в положительном результате.
Что касается изначальной концепции шасси команды, она была ошибочной, и в коллективе не раз открыто это признавали. В Бахрейне, Канаде и отчасти в Баку пилоты алой дружины выглядели весьма убедительно. Но хроническая нехватка скорости при прохождении медленных поворотов явно говорила о существенном недостатке прижимной силы, особенно в передней части шасси – гонщики просто не получали должной обратной связи на руле.
Когда в команде осознали и признали существующий дисбаланс, они начали спешно готовить обновления в этой области, первые из которых были привезены во Францию. В число новинок входило слегка измененное переднее антикрыло и серия плавников на днище по бокам (как и в минувший уик-энд в Сингапуре). Однако итоги выступления в Ле-Кастелле оказались для Скудерии неоднозначными.
В результате команда оставила измененное переднее антикрыло, но от нового днища решила отказаться до лучших времен – судя по всему, на его детальную проработку потребовалось немало времени на заводе. При этом стоит отметить, что похожей формы плавники в области днища использовались в Ferrari еще в прошлом году по пятницам начиная с Сузуки, но до гонок дело не доходило. И хотя в других командах после столь неоднозначных результатов могли отказаться от обновленной концепции, в Маранелло сохранили вектор развития, будучи уверенными, что этот путь принесет плоды.
Инженеры Ferrari много внимания уделяли элементам, расположенным в непосредственной близости от переднего антикрыла – при этом кое-какие идеи они заимствовали у соперников, адаптируя их решения под себя. Однако, с учетом отставания от Mercedes, Скудерии в идеале необходимо было, чтобы каждое их нововведение приносило немалую прибавку в скорости.
До самого летнего перерыва в команде страдали от нехватки скорости в медленных поворотах в связи с недостачей прижимной силы. В Венгрии перед отпуском Ferrari была однозначно третьей по скорости командой в пелотоне, тогда как все лавры достались Mercedes и Red Bull.
Первые этапы после перерыва были не столь показательными, поскольку заведомо было понятно, что на скоростных автодромах в Спа и Монце шасси SF90 будет чувствовать себя как рыба в воде. Но победы в этих гонках были очень важны, поскольку они добавили уверенности команде в целом и инженерам на базе в частности. И этап в Сингапуре стал лакмусовой бумажкой для Скудерии и способности итальянской дружины переломить ситуацию в чемпионате.
Однако даже после пятничных тренировок на трассе Марина-Бэй многие считали, что главная борьба за победу развернется между Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном.
Что делали тем временем гонщики Ferrari? В первой тренировке Феттель и Леклер занимались обкаткой новинок, при этом поначалу немец ездил на машине прежней спецификации, а монегаск тестировал новинки. Позже они поменялись ролями и продолжали обкатывать обновленные элементы вплоть до момента, когда коробка передач на машине Леклера застряла на четвертой позиции.
После этого Себастьян в одиночку продолжил тестировать новый аэродинамический пакет, который отработал на славу. Стоит отметить, что ровно год назад Ferrari привезла в Сингапур большие обновления, но тогда они не оправдали себя – более того, позже в Маранелло именно их обвинили в слабых результатах в концовке сезона.
В этом году более последовательный и зрелый подход Скудерии к новинкам позволял надеяться на то, что прошлогодние промахи допущены не будут. Да, в первых двух тренировочных сессиях у зрителей могли возникнуть вопросы к Ferrari, но был один нюанс, указывавший на то, что Скудерия способна выстрелить в субботу и воскресенье. Заключался он в том, как спокойно шасси SF90 преодолевало многочисленные поребрики и неровности на городской трассе. Глядя на то, как Леклер невозмутимо перекладывает машину из поворота в поворот, думалось о том, что у этой машины явно есть потенциал.
В субботу утром Шарль возглавил тренировочную сессию, затем взял поул, ну а дальше вы знаете.
«Шасси Ferrari поразительно устойчиво вело себя в сингапурских поворотах, – заметил Эд Стро, наблюдавший за сессиями с кромки трассы. – На своем быстром круге Леклер умудрялся поддерживать высочайшую скорость в моменты, когда, казалось, или передние, или задние колеса вот-вот сорвутся. Но они держались!
Обычно это шасси не выделялось стабильностью на входах в повороты, но в этот раз монегаск спокойно тормозил перед виражами и без всяких проблем бросал шасси внутрь. Машина прилипала к трассе как никогда ранее в этом сезоне.
Но дело, похоже, было не только в аэродинамике. Машины Ferrari так ловко преодолевали неровности, что стало понятно – инженеры в Маранелло нашли золотую середину в отношении кинематики подвески, что идеально сработало на кочковатой трассе в Сингапуре. Тогда как в Mercedes использовали более жесткие настройки подвески, в Скудерии дело с этим обстояло лучше – их шины и рычаги гораздо более комфортно отрабатывали все неровности покрытия, обеспечивая пилотам отличную управляемость.
Следующий этап пройдет в Сочи с его исключительно гладким, как бильярдный стол, асфальтом. Посмотрим, удастся ли красным развить свой успех в России».
Новинки других команд в Сингапуре
Среди обновлений других команд в Сингапуре мы остановимся на новых боковых дефлекторах у Red Bull Racing, модернизированных переднем и заднем антикрыльях на машинах Racing Point, а также на обновлениях Alfa Romeo.
На трассе Марина-Бэй команда из Милтон-Кинса представила новую геометрию боковых дефлекторов (на фото выше).
Сами элементы стали гораздо миниатюрнее по сравнению с предыдущей версией, а в нижней части передней главной плоскости был сделан хорошо различимый вырез, из-за чего сбоку даже стал виден кусочек сплиттера (желтая стрелка).
Переднее антикрыло на шасси Racing Point также подверглось существенным изменениям (на фото выше).
В частности задние плоскости крыла были немного расширены для увеличения прижимной силы спереди и разбиты на две составляющие. При этом внешние открылки расположились чуть ниже основных плоскостей.
Вместе с геометрией открылков был изменен и профиль торцевых пластин переднего антикрыла (на фото выше).
В нижней части торцевиков сзади был сделан округлый вырез, способствующий более раннему отводу набегающего потока воздуха от передних колес.
Заднее антикрыло на RP19 также претерпело ряд изменений (на фото выше). В центральной секции нижней плоскости крыла был сделан изгиб вверх.
Кроме того, в команде из Сильверстоуна перешли к использованию Т-образного крыла с одной плоскостью вместо двух, как было в Венгрии перед летним перерывом. Концы крыльев по-прежнему изогнуты вниз под прямым углом.
В жаркий Сингапур многие команды привезли обновленные тормозные воздуховоды увеличенного объема для направления большего объема воздуха к тормозным механизмам.
На фото выше отмечено изменение на примере команды Alfa Romeo. И если количество и расположение внутренних отсеков воздуховода осталось примерно таким же, размер конструкции в целом был существенно увеличен.
Также в Хинвиле последовали примеру соперников и изменили геометрию зеркал заднего вида (на фото выше).
Теперь вместо чистого функционала эти элементы выполняют еще и аэродинамическую нагрузку.
Торцевые пластины заднего антикрыла – еще один элемент приложения сил инженеров из Alfa Romeo.
Если раньше внешние плоскости торцевиков были гладкими, то в Сингапуре на них появились своеобразные направляющие (на фото выше), изогнутые кверху, для оптимизации воздушного потока в этой области и создания завихрений нужного профиля.
Также в Alfa Romeo обновили конструкцию мыса под носовым обтекателем шасси. Если в Монце этот элемент был цельным и завершался довольно простой конструкцией направляющих, то в Сингапуре (на фото выше) конструкция мыса расслоилась, а открылки позади обрели несколько дополнительных изменений.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9527/the-soulsearching-that-led-to-ferrari-drastic-turnaround
https://www.f1technical.net