Анатомия шасси Формулы 1 сезона-2021. Технический анализ новинки
В последний день октября руководство Формулы 1 представило утвержденный внешний вид шасси Больших Призов на сезон 2021 года. Посмотрим, что же оно из себя представляет в деталях...
В последний день октября руководство Формулы 1 представило утвержденный внешний вид шасси Больших Призов на сезон 2021 года. Вместе с концепцией на всеобщее обозрение была выставлена уменьшенная модель следующего поколения машин Формулы 1.
Репортеры со всех концов света, для которых эта модель дороже всех супермоделей мирового подиума, вооружились фотоаппаратами и буквально за час облетели вожделенное шасси, запечатлев его с самых разных ракурсов, позволяющих судить о технических нюансах новинки.
Посмотрим, что же новое шасси из себя представляет в деталях...
Начнем с переднего антикрыла и обрамления передних колес. Цифры на рисунках выше будем писать в скобках.
Наконечник носового обтекателя шасси 2021 года (1) будет расположен низко, что должно избавить нас в будущем от появления нелепых выступов в виде пальца в этой области.
Переднее антикрыло (2) будет состоять из трех плоскостей, которые будут простираться на всю длину элемента и переходить в аналог торцевых пластин. Таким образом, нейтральная секция крыла должна уйти в прошлое, а с ней и нынешнее стремление инженеров создавать в этой области завихрение, получившее имя собственное, – Y250.
Как мы уже сказали, во внешней части элементы антикрыла плавно перетекают в подобие торцевых пластин (3) – соединяясь воедино и устремляясь вверх непосредственно перед передними колесами. При этом снаружи на образовавшемся элементе расположена характерная восходящая направляющая.
Над передними колесами расположились специальные колесные закрылки (4), служащие для "очистки" воздушного потока, проходящего в этой области. Таким образом, эта функция будет снята с дальних элементов переднего антикрыла.
Колпаки на дисках колес (5) выполнены таким образом, что они вращаются вместе с колесами.
Плавно переходим к днищу нового шасси, где есть на что посмотреть:
Во-первых, геометрия нижней части переднего антикрыла (1) сделана в виде ровной плоскости – без дополнительных направляющих, которые характерны в этой области сегодня.
Кроме того, на представленной модели мы вовсе не наблюдаем боковых дефлекторов, в области которых сегодня прилагается максимум технических усилий инженеров, а также в носовом обтекателе нет характерного для нынешних машин Ф1 S-образного воздуховода, проводящего воздушный поток от нижней части обтекателя к верхней (2).
В области передней части днища (3) мы не видим привычного сплиттера или "чайного подноса". Весь воздушный поток в этой части должен формироваться впускными отверстиями специальных туннелей по бокам днища.
Стоит отметить также резкую горизонтальную границу в задней части днища шасси (4), после которой идет подъем. А "запиранию" воздушного потока под шасси (более безопасного аналога прежнего граунд-эффекта) способствуют свисающие вертикальные направляющие в области воздуховодов задних тормозов (5).
Переходим к заднему антикрылу нового шасси, и здесь также видим любопытные новинки:
Первое, что бросается в глаза, это то, что обновленное заднее крыло столь же широкое (1) и состоит из двух элементов.
Кроме того, мы видим практически полное отсутствие торцевых пластин (2), которые сегодня так же, как и боковые дефлекторы, являются настоящим произведением искусства. Руководство Формулы 1 решило отказаться от этих элементов по причине создания в этой области завихрений, негативно сказывающихся на преследовании соперником позади. Также отказ от торцевиков позволит снизить прижимную силу в этой части машины.
Плюс к этому будет запрещено делать прорези в элементах заднего антикрыла, создающие завихрения. И никаких Т-образных крыльев, присутствующих на машинах сегодня.
Помимо этого мы видим, что нижняя плоскость крыла (3) оказалась разделена надвое (4) и работает совместно с днищем.
В новом техническом регламенте были введены определенные ограничения на конструкцию задней подвески шасси:
Среди нововведений стоит отметить полный запрет на использование гидравлических элементов подвески.
Также была упрощена внутренняя конструкция подвески, включая амортизаторы и пружины, и введен запрет на использование инертеров, связывающих подрессоренные и неподрессоренные массы и таким образом способствующих стабильному поведению шасси при движении одним колесом оси по неровностям – к примеру, по поребрику в повороте.
О новых низкопрофильных колесах сказано было уже много, остается лишь добавить, что внешние колпаки будут включены в список стандартизированных элементов.
Также руководство спорта решило оставить использование шинных грелок на сезоны 2021 и 2022 годов. Конструкция втулок, гаек и всей системы крепления колеса будет заранее оговорена и стандартизирована.
Кроме того, новые тормозные диски увеличенного с 278 до 330 мм диаметра станут проще и дешевле в производстве за счет снижения количества и диаметра отверстий в них.
При этом поставка стандартных тормозных механизмов от единого поставщика отложена как минимум до 2023 года.
Одним из главных нововведений технического регламента 2021 года специалисты считают частичное возвращение в Формулу 1 граунд-эффекта, то есть прижимной силы, создаваемой искючительно за счет разницы давлений под днищем автомобиля.
В этой связи в передней части днища были сделаны характерные впускные отверстия туннелей, которые отчетливо видны на фотографиях модели:
Таким образом, аэродинамическая нагрузка будет смещена в сторону днища, что должно способствовать увеличению количества обгонов.
Альберт Фабрега в своем Twitter отметил, что команды по-прежнему смогут дорабатывать свои шасси в определенных рамках, пусть и более жестких, чем сегодня, и представил пару возможных вариантов итоговых шасси с изменениями условно красной и зеленой команды:
На этих картинках видно, что в области носового обтекателя и месте крепления переднего антикрыла у команд будет определенная свобода действий. В частности, нос зеленой машины короче, а антикрыло крепится непосредственно к наконечнику, тогда как на красной машине крепление расположено чуть дальше.
Также на машинах серьезно отличается передняя часть туннелей, уходящих под днище, – на красном шасси скос сделан по направлению назад, тогда как на зеленом конструкция выдвигается ближе к передним колесам. Существенные различия видны и в области верхнего воздухозаборника. Если на красной машине он канонической единой формы, то на зеленой разделен на несколько составляющих.
Впускные отверстия боковых понтонов также отличаются. На зеленом шасси они имеют вертикальный срез, а на красном – дугообразные с продлением вперед.
Отличается и форма понтонов – от скошенной к задней части шасси до почти прямолинейной. Также на представленных вариантах разная форма плавника на кожухе мотора и разные конструкции заднего антикрыла, включая подпорки.
В целом же руководители спорта считают, что машины в 2021 году будут меньше похожи друг на друга, чем сегодня.
Также стоит отметить, что минимальный вес машин будет увеличен с 743 до 768 килограммов, чем многие гонщики, включая Себастьяна Феттеля, остались недовольны. Это увеличение стало следствием более тяжелых новых колес с 18-дюймовыми дисками, увеличения веса силовой установки на 5 кг, а также введения стандартизированных элементов и обновления структур безопасности.
Какими будут гонки через полтора года – увидим через полтора года, но именно 31 октября стал отправной точкой для очередного витка развития Формулы 1...
Текст: Александр Гинько
По материалам: twitter.com/AlbertFabrega, twitter.com/scarbstech
Фотографии можно листать и увеличивать по клику: