Сможет ли Даниил Квят снова убедить Хельмута Марко?
Еще пару лет назад казалось, что карьера Даниила Квята в Формуле 1 подошла к своему логическому завершению. Но в начале сезона-2019 россиянин неожиданно получил еще один шанс и проявил себя очень достойно, заработав продление соглашения на следующий год. Однако это лишь полдела, и Даниилу в 2020-м предстоит выйти на совершенно новый уровень, чтобы вновь убедить Хельмута Марко в своей профпригодности, считает эксперт Адам Купер...
Сказать, что Даниил Квят провел годы, отведенные ему судьбой в Больших Призах, как на американских горках, – значит не сказать ровным счетом ничего.
В конце 2017 года россиянина абсолютно бесцеремонно выкинули из гоночной программы Red Bull, и казалось, что забвения в спорте высших достижений ему будет не избежать. Но всего год спустя Даниил, к удивлению многих, вернулся в Большие Призы в составе младшей команды австрийского концерна, и вернулся довольно громко.
Апогеем ренессанса уфимца в Формуле 1, бесспорно, стало третье место на июльском Гран При Германии – в тот день Квят и инженеры Toro Rosso всё сделали правильно и приняли исключительно верные решения по ходу сложнейшей гонки, тогда как соперники один за другим ошибались.
В целом минувший сезон ознаменовал собой восстановление утраченной было репутации Даниила в Больших Призах. Девять раз он зарабатывал очки в чемпионате, включая высокие седьмые места на классических трассах в Монако и Спа, и при этом в обоих случаях он останавливался всего в одной строчке от пилотов большой тройки чемпионата.
И все же сезон для россиянина в целом можно назвать немного странным. Достаточно сказать, что начинал он его в напарничестве с дебютантом Формулы 1 Алексом Албоном, а завершил бок о бок с давним знакомым Пьером Гасли, которого так же, как когда-то Даниила, перевели из старшей команды Red Bull в младшую прямо посреди сезона, и которому во что бы то ни стало необходимо было доказать несправедливость и поспешную опрометчивость решения боссов.
Отличие между Гасли и Квятом состояло в том, что француза (пока еще) не выгоняли из "газированной" программы. Неизвестно, как с таким знаковым поворотом в судьбе справился бы Пьер, но Даниил сделал это блестяще. Вместо того, чтобы горевать, он нашел себе очень достойное применение, приняв приглашение от самой Ferrari на должность пилота симулятора. Это позволило ему не потерять наработанные навыки и оказаться в доступе в тот самый момент, когда спортивному консультанту Red Bull Хельмуту Марко вдруг срочно понадобился опытный пилот.
Сам Квят считает, что очень достойно провел сезон возвращения в Гран При после целого года вне боевого кокпита.
«Это был один из моих лучших сезонов, – признался Даниил в конце минувшего года. – Я бы поставил его в один ряд с успешным для меня сезоном-2015, а в некоторых аспектах он складывался даже лучше, поскольку я стал взрослее и опытнее. Сейчас у меня более зрелый взгляд на вещи.
Конечно, были и гонки, которые складывались совсем не так, как хотелось бы. Но этого следовало ожидать. В середине пелотона одна десятая секунды способна перевернуть уик-энд с ног на голову. Однако целый ряд гонок я провел очень сильно и уверенно, и в целом я очень доволен 2019 годом.
В моменты, когда ничего не складывалось, я просто вспоминал о том, где я был в прошлом году, и говорил себе: «Всё в порядке, ты в игре. А ведь мог и не быть здесь вовсе!» Так что я старался получать удовольствие от каждого дня, даже от тех, когда всё было так себе. И это помогало мне сохранять концентрацию и оставаться в строю после неудач».
Сейчас всё это звучит очень здорово, но в прошлом году, когда Квят работал на симуляторе в Маранелло, у него не было никаких гарантий того, что он когда-нибудь вернется в боевой кокпит Формулы 1. И в какие-то моменты он сам подумывал о том, что его карьера подошла к концу.
«Да, были у меня такие мысли, особенно ближе к концу лета, – подтвердил россиянин. – Я поддерживал связь с людьми из паддока, но, конечно, мои шансы на возвращение были невелики. И всё же у меня получилось».
Что же он сделал, чтобы убедить Хельмута Марко дать ему еще один шанс?
«Я даже не знаю! – ответил Даниил. – Он из тех людей, кто по одному рукопожатию может понять, изменился человек или нет. В течение года у меня было с ним несколько разговоров, но все они проходили в стиле «бывший босс и бывший сотрудник», не более.
Одновременно я вел переговоры с другими командами, а Хельмуту сказал: «Если Вам понадобится гонщик, то...» Так уж вышло, что я позвонил ему за несколько дней до того, как Даниэль Риккардо объявил о смене команды. Думаю, именно поэтому он вспомнил обо мне, позвонил и сказал: «Нам нужно встретиться». Так всё и произошло».
Даниил Квят был далеко не первым гонщиком, которому пришлось пропустить сезон по ходу карьеры в Больших Призах. В 1993 году вынужденный перерыв был у Мики Хаккинена, а Фернандо Алонсо оставался вне боевого кокпита весь сезон-2002. Но в обоих случаях гонщики оставались на контракте со своими командами и ждали, когда освободится место. В похожей ситуации были Нико Хюлькенберг в 2011-м и Эстебан Окон в 2019-м. Все они знали, что их время еще придет.
Случай с Квятом, скорее, можно сравнить с тем, что пережили Фелипе Масса в сезоне-2003 и Ромен Грожан в 2010-11-м. Оба тогда упустили свой шанс закрепиться в Формуле 1, но впоследствии смогли вернуться и провести долгую карьеру.
Должность пилота симулятора в Ferrari позволила Даниилу прибавить в области технических навыков, но и в личностном плане он серьезно вырос и научился смотреть на вещи более абстрактно.
«Когда смотришь на всё происходящее вокруг под другим углом – из-за пределов большого спорта, – то думаешь: «Если у меня только появится новый шанс, я отнесусь к делу с большей любовью и страстью», – заметил Квят. – А в течение года ты прибавляешь и прибавляешь и уже хочешь большего. Это нормально».
Подиум же в Хоккенхайме стал для россиянина настоящим искуплением.
«Это была просто сумасшедшая гонка, и было приятно от того, что хотя бы в таких условиях команды из середины пелотона могут претендовать на подиумы – то же самое было у Пьера в Бразилии, – вспоминал Даниил. – Пара инцидентов и ошибок от соперников и одно верное решение с твоей стороны – и вот ты уже сражаешься почти за победу.
Конечно, для меня это был очень эмоциональный день после стольких трудных лет. В тот момент я готов был мысленно сказать себе: «Ну всё, я сделал это! Можно идти домой!» Но мне вдруг захотелось новых трофеев».
По ходу концовки прошлого сезона мало кто сомневался, что Квят и Гасли сохранят свое место в Toro Rosso, которая следующий чемпионат начнет под вывеской AlphaTauri. Что там скрывать, у молодежной программы Red Bull сейчас и нет на подходе гонщика, способного здесь и сейчас гарантированно успешно дебютировать в Больших Призах.
«Иногда время работает на тебя, а иногда – против, – философски заметил уфимец. – В конце концов всё определяется твоим умением терпеть и хорошо выполнять свою работу, а также способностью оказываться в нужном месте в нужное время.
Я бы не хотел вдаваться в глубокие измышления по поводу моей нынешней или недавней ситуации – всё случилось так, как случилось. Могло не случиться вовсе, но случилось, и я очень счастлив».
Были времена, когда в команде Toro Rosso выступали одновременно два дебютанта Больших Призов. Иногда новичок соседствовал с гонщиком, проводящим свой второй или третий сезон. Сейчас же коллектив из Фаэнцы оказался в очень непривычной для себя ситуации – в их составе выступают два очень опытных гонщика, которые, к тому же, уже пробовали свои силы в старшей команде концерна и вряд ли могут рассчитывать на возвращение туда в ближайшем будущем.
«Все гонщики, выступавшие за Red Bull Racing, обладают немалым талантом, – без ложной скромности заметил Даниил. – Некоторым из них просто не повезло с моментом дебюта в старшей команде – как, например, мне. Что касается Пьера, то я бы не хотел говорить за него – это было бы неправильно.
Но сейчас у нас всё в порядке. Он провел меньше времени в Red Bull, и у него перед глазами есть живой пример того, что ничего еще не потеряно, даже если тебя выгнали из RBR. Очень хорошо, что мы оба получили второй шанс».
Сезон-2019 Toro Rosso провела на очень высоком уровне, чего не было со времен выступления за команду Себастьяна Феттеля в 2008-м. Шестое место в Кубке конструкторов на дороге не валяется. И не в последнюю очередь своим прогрессом коллектив из Фаэнцы обязан заводскому сотрудничеству с мотористами из Honda.
«Да, это был отличный год для Toro Rosso – один из лучших в истории команды, – согласился Квят. – И я очень рад быть частью такого возрождения коллектива.
Honda очень мотивирована и делает всё, чтобы обеспечить нас лучшими двигателями. Они очень быстро прогрессируют, и сейчас, я полагаю, их отставание от лидеров является мизерным. Посмотрим, удастся ли нам в следующем сезоне полностью нивелировать этот гандикап. Было бы здорово.
Но мы и сейчас в гонках не чувствуем какого-то большого дефицита мощности. Иногда по субботам мы ощущали нехватку темпа, но в целом Honda прогрессирует. Уверен, что они находятся на правильном пути».
В сезоне-2020 у Toro Rosso/AlphaTauri будут все шансы продолжить подъем по командному зачету чемпионата, но основную ставку в коллективе делают на 2021 год, когда регламент Больших Призов претерпит кардинальные изменения. А что думает по поводу вступления Формулы 1 в новую эпоху Даниил?
«В первую очередь я с воодушевлением жду следующего сезона, – сказал россиянин. – А в 2021-м, возможно, будет нечто похожее на то, что было в 2014-м. Вполне вероятно, что разрывы в пелотоне резко возрастут на год-два, а затем начнут постепенно сближаться. Вообще, я не большой любитель делать прогнозы на будущее.
Нынешнее поколение машин Ф1 было воплощением мечты для гонщиков и поклонников Больших Призов – широкие колеса, футуристичный дизайн, большие крылья, это очень круто. Но есть в этих машинах и свои недостатки. Что касается концепции шасси 2021 года, то она выглядит привлекательно. В 2014 и 2015 годах машины были не так красивы, но гонки выдавались интересные – тогда плотно преследовать соперников было легче.
Вообще, это очень долгая и непростая тема – когда машины были более медленными, преследовать друг друга на них было легче, что было хорошо для гонок. Но в то же время поклонники Ф1 жаловались, что скорости падают – кому-то нужны потрясающие времена на круге и рекорды трасс. После того, как скорости выросли, обгонять стало куда сложнее. Надеюсь, в 2021 году мы станем свидетелями золотой середины».
Однако сам Даниил Квят еще не гарантировал себе место в Формуле 1 в заветном сезоне-2021. В концовке минувшего чемпионата россиянин часто проигрывал напарнику в квалификациях. К тому же, не стоит забывать, что в двери Больших Призов все более настойчиво стучится новое молодое дарование Red Bull с постсоветского пространства – эстонец Юри Випс.
Сможет ли Юри Випс повторить путь Даниила Квята?
А значит, следующий год для Квята вновь будет определяющим (а какой из прошедших лет не был для него таковым?) – ему предстоит сделать еще один шаг вперед, чтобы убедить доктора Марко в том, что именно он достоин защищать честь концерна на новом витке эволюции Формулы 1…
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9788/why-kvyat-challenge-to-stay-in-f1-is-only-halfdone