Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Что будет с Williams? Некогда великая команда всё ближе к краху

Дмитрий Захарченко
12 июня 2020 в 9:33
Фото: Williams

Последние новости из Гроува выглядят очень грустно. Возможно, очень скоро название Williams исчезнет из Формулы 1...

Williams выиграла в Формуле 1 семь чемпионатов, девять Кубков конструкторов и 114 Гран При. По всем значимым статистическим показателям эта команда входит в тройку самых успешных в истории Больших Призов, две другие — Ferrari и McLaren. Но сегодня она находится на грани коллапса, и если ситуация коренным образом не изменится, через год или два Williams в том виде, в котором мы её знаем, прекратит своё существование.

Тест: Вспомните всех пилотов Williams, побеждавших в гонках Ф1

Чемпион на продажу

Вот уже два с половиной года Williams находится на дне турнирной таблицы и остаётся главным аутсайдером Формулы 1. За это время Гроув покинули Строллы, наполнявшие бюджет команды, программа SMP Racing с Сергеем Сироткиным, Bacardi, которой принадлежит марка Martini, а совсем недавно стало известно о разрыве соглашения с ROKiT, таинственным производителем мобильных телефонов и энергетических напитков.

Команде и без того настолько не хватало денег, что в прошлом году Роберта Кубицу время от времени просили сойти с дистанции заранее, чтобы поберечь запчасти. Уже тогда отец поляка, не связанный с Гроувом никакими обязательствами, говорил, что всё идёт к продаже — иначе Williams не выживет.

Клэр Уильямс всё это время раз за разом повторяла, что финансовое положение команды стабильное, а проблемы связаны с тем, что небольшой по меркам Формулы 1 коллектив самостоятельно создаёт шасси.

Параллельно же набирал силу проект Haas, полностью основанный на клиентской финансовой модели — раз уж на кону не стоит чемпионский титул, то почему бы не сэкономить на разработках? Имея наименьший на стартовой решётке бюджет, Haas борется в середине пелотона и (иногда) набирает очки.

Николас Латифи © Formula 1
Николас ЛатифиФото: Formula 1

Ещё более интересный пример — Force India. Прежде чем стать Racing Point, команда Виджея Малльи, активно закупая комплектующие у Mercedes, самостоятельно строила шасси и два года подряд держалась на четвёртом месте Кубка конструкторов. Williams, несмотря на столь важную для Клэр Уильямс самостоятельную постройку шасси, о таких результатах остаётся только мечтать.

Сейчас Williams официально выставлена на продажу, и купить её может любой желающий — под руководством Клэр Уильямс команда оказалась и никудышным бизнесом, и слабоватым конструктором. По словам Клэр, она сама не знает, что будет с командой после продажи. «Конечно, она может сохранить своё прежнее имя — если того захочет новый хозяин», — сказала она.

Кому нужен Williams?

Главным претендентом на покупку команды называют Майкла Латифи, мультимиллионера, основавшего компанию Sofina Foods. Семья Латифи уже выдала Williams кредит под залог имущества команды, и, судя по всему, выкупить остатки для канадца не составляет труда. Другой вопрос в том, захочет ли он вкладываться в Гроув, если его сын Николас Латифи не сможет раскрыться в сезоне-2020, а через год появится шанс перейти в другую команду?

Другим претендентом в СМИ называют российского миллиардера Дмитрия Мазепина. Два года назад он пытался выкупить Force India и даже подавал в суд, но команда в итоге досталась Лоуренсу Строллу. Тем не менее Никита Мазепин по-прежнему настроен перейти в Формулу 1, и Williams под управлением его отца может стать подходящей платформой для старта и первого опыта в чемпионате.

Третий — наиболее экзотический вариант — это Ханох Ниссани, чей сын — Рой Ниссани — числится в Williams резервистом. Ниссани-старший — бизнесмен из Израиля, известный тем, что начал гоночную карьеру в возрасте 38 лет, выступал в Формуле 3000, а в 2005-м проехал на Minardi восемь кругов на пятничных тренировках перед Гран При Венгрии.

Ниссани, но не Рой. Недетская мечта или худший гонщик в истории Ф1

Williams в её нынешнем состоянии не выглядит выгодной инвестицией. Тем не менее скоро в Формуле 1 вступает в силу новый регламент и обязательный потолок расходов, после которых финансовая модель чемпионата вообще и команд в частности станет более стабильной. При достаточных инвестициях и хотя бы небольшом прогрессе в результатах через несколько лет команду можно будет продать дороже — вдруг кто-то из автопроизводителей заинтересуется?

Клэр Уильямс © Formula 1
Клэр УильямсФото: Formula 1

Но проблема в том, что на фоне коронавируса бюджеты очень многих команд подорваны. Далеко не факт, что доволен результатами своей команды Джин Хаас, а его коллектив в той или иной степени связан с Ferrari и может быть для потенциального покупателя более привлекательным. Ходят слухи о том, что Mercedes после сезона-2021 перейдёт под контроль Лоуренса Стролла и Тото Вольфа — и тогда именно эта команда станет Aston Martin, а нынешняя Racing Point будет кому-то перепродана. Не факт, что Alfa Romeo продолжит поддерживать Sauber, да Toro Rosso в свои последние годы функции молодёжной команды не выполняла — не исключено, что Дитрих Матешитц готов продать её за разумную сумму.

Выкупить Williams — самый простой вариант прийти в Формулу 1 прямо сейчас, а спрос на это есть. Однако Гроув — не единственное предложение на рынке. Но в чьи руки в итоге ни отправится Williams, к команде Железного Фрэнка она уже не будет иметь отношения — как не имеет нынешняя AlphaTauri к Minardi или Red Bull к сверкнувшему когда-то Stewart GP.

Williams на предсезонных тестов в Барселоне © Formula 1
Williams на предсезонных тестов в БарселонеФото: Formula 1

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle