В «Зелёном аду» и не только: 12 самых крутых гонок на Нюрбургринге
После семилетнего отсутствия Формула 1 возвращается на Нюрбургринг — в преддверии Гран При Айфеля AUTOSPORT.com.ru вспоминает лучшие гонки на этой трассе...
2013: домашняя победа Феттеля
Перед Гран При Германии на счету Себастьяна Феттеля было 29 побед и три чемпионских титула, однако он ни разу не выигрывал домашнюю гонку. В этот раз он уступил в квалификации Хэмилтону одну десятую секунды, но сумел вырваться вперёд на старте гонки. Поначалу главным преследователем Феттеля был его напарник по Red Bull Racing Марк Уэббер, но после проблем на первом пит-стопе австралиец откатился на последнее место.
После рестарта на середине дистанции (заглохла машина Жюля Бьянки) в погоню за Феттелем устремились гонщики Lotus, но ни Ромену Грожану, ни Кими Райкконену в концовке так и не удалось опередить Себастьяна, хотя на финише двух чемпионов разделила одна секунда. Примечательно, что это был последний Гран При Формулы 1 на Нюрбургринге — вплоть до предстоящего Гран При Айфеля. И последняя на данный момент победа Феттеля в домашней гонке.
Источник: В пятницу Alfa Romeo объявит состав пилотов на сезон-2021
2009: первый триумф Уэббера
Гонка 2009 года начиналась для Марка Уэббера как худший кошмар: на старте австралийцу пришлось бодаться с Баррикелло, а на торможении он зацепил крылом заднее колесо Хэмилтона. Рубенс в итоге удержался лидером, Хэмилтон с пробитой шиной откатился назад, а Уэббер получил штраф Stop&Go.
Австралиец не бросил атаковать. Он до последнего оттягивал штраф и отбыл его одновременно с пит-стопом Баррикелло, а через несколько кругов сам сменил шины и вернулся на трассу восьмым. Марк продолжал бороться: он был на секунду быстрее всех и вскоре вернул себе вторую позицию. К моменту второго пит-стопа Рубенса австралиец уже был на заднем крыле машины BrawnGP. Баррикелло в итоге проехал гонку с тремя пит-стопами, а Уэббер (если не считать штрафа) обошёлся двумя и одержал первую из своих девяти побед в Формуле 1.
2007: Винкельхок и свалка в первом повороте
Перед стартом гонки на Нюрбургринге в 2007-м синоптики обещали дождь. Во время старта было сухо, но дебютант Маркус Винкельхок из Spyker рискнул и после прогревочного круга заехал в боксы за дождевыми шинами. Спустя пару минут пошёл ливень, и пока все остальные поехали «переобуваться», Винкельхок вышел в лидеры и оторвался от пелотона на полминуты.
Чуда, увы, не случилось: после нескольких подряд вылетов в первом повороте судьи остановили гонку, а на рестарте, когда трасса уже подсохла, пилота Spyker один за другим обогнали более быстрые машины. На 22-м круге и вовсе отказала гидравлика, и Винкельхок сошёл с дистанции. Для Маркуса это был единственный старт в Формуле 1. Победу же тогда одержал Фернандо Алонсо, выступавший за McLaren.
Ferrari не стоит на месте! Технический обзор новинок SF1000 в Сочи
2005: сход Кими на последнем круге
Гонка 2005 года завершилась одним из самых драматичных финишей в истории Формулы 1. Почти весь заезд впереди держался Кими Райкконен, однако по ходу дистанции он повредил дефлектор из-за ошибки в шикане, а затем заблокировал колёса при обгоне кругового. Эти два момента привели к ускоренному износу резины и вибрациям, которые с каждым кругом усиливались. Фернандо Алонсо явно был быстрее финна, но к последнему кругу Кими сохранил полторы секунды отрыва.
Однако машина не выдержала: на последнем круге в момент торможения перед первым поворотом подвеска на McLaren Райкконена лопнула, автомобиль задом наперёд потащило мимо апекса прямо в отбойник. Первым в итоге финишировал Фернандо Алонсо на Renault, Кими же на Нюрбургринге так пока и не побеждал.
1999: дождевой хаос
Гран При Европы 1999 года (именно такое название носила гонка на Нюрбургринге) получилась одной из самых непредсказуемых в истории Формулы 1. Поначалу всё шло довольно традиционно, кроме того, что в борьбе за победу Френтцен на Jordan опережал пару McLaren. Однако затем в ход гонки вмешался дождь, который то начинался, то затихал, а затем шёл вновь.
Кому-то — как Дэвиду Култхарду и Джанкарло Физикелле — не удалось удержаться на трассе, кто-то — как Мика Хаккинен — не угадал с погодой, а Хайнц-Харальд Френтцен просто забыл отключить одну из блокировочных систем после пит-стопа и заглох через два поворота. Но Джонни Херберт из скромной команды Stewart, дебютировавшей всего пару лет назад, сделал всё правильно, в том числе по тактике, и одержал сенсационную победу.
Со следующего года команда Stewart превратилась в Jaguar, однако американцы (новым владельцем стал концерн Ford) не добились успеха и вскоре перепродали команду Red Bull, выступающую в чемпионате до сих пор.
Когда середнячки побеждали. Единственный триумф Stewart в Формуле 1
1997: позор Mercedes
Двигатели Mercedes далеко не всегда были образцовыми в Формуле 1, и Гран При Люксембурга-1997 хороший тому пример. Та гонка началась бурно: на старте столкнулись пилоты Jordan Джанкарло Физикелла и Ральф Шумахер, машина последнего взмыла в воздух и рухнула прямо на Ferrari его старшего брата — Михаэля Шумахера. Все трое в итоге сошли с дистанции.
Вперёд же вырвались Хаккинен и Култхард на McLaren, шедший позади Вильнёв был доволен и третьим местом, поскольку всё равно отыгрывал очки у Шумахера. Но сначала на 43-м круге отказал двигатель Mercedes на машине Култхарда, а ровно кругом спустя такие же проблемы возникли и у Хаккинена — пилоты McLaren сошли в течение двух кругов, а победа в итоге досталась Жаку Вильнёву.
1995: Гран При Шумахера
На волне успехов Михаэля Шумахера популярность Формулы 1 в Германии подскочила, и в 1995 году в календаре появилась вторая немецкая гонка — помимо национального Гран При в Хоккенхайме стали проводить Гран При Европы на Нюрбургринге.
И Шумахер своих болельщиков не подвёл. Сражение за победу свелось к дуэли лидировавшего Жана Алези на Ferrari и стремительно догонявшего его Михаэля. Алези терял время в трафике круговых, и за три круга до финиша Шумахер догнал его и прошёл в эске, отобрав победу. До этого Михаэль выиграл и Гран При Германии, так что немец подарил своим болельщикам сразу две домашние победы в сезоне.
Tyrrell 019. История первого задранного носа в Формуле 1
1976: авария Лауды
Нордшляйфе — северная петля Нюрбургринга — всегда считалась одной из самых опасных трасс в Формуле 1, однако с 1951 года Гран При Германии традиционно проходил именно здесь. Всё изменилось в 1976-м, когда Ники Лауда чуть не сгорел заживо. Ferrari австрийца ударилась об отбойник и загорелась, после чего автомобиль выбросило обратно на трассу — где в него врезались ещё два гонщика.
Лауду удалось спасти, а уже через два месяца он вернулся на старт, чтобы бороться с Джеймсом Хантом за чемпионский титул, правда, в решающей гонке — под проливным дождём на Фудзи — Ники отказался рисковать жизнью и сошёл с дистанции. Таким образом, едва не убив Лауду, Нюрбургринг принёс чемпионство Ханту. Но с того года Формула 1 на Нордшляйфе не возвращалась.
Лука ди Монтедземоло: Было сложно ожидать другого от Лауды в Фудзи-1976
1968: дождевой мастер-класс Стюарта
Нордшляйфе называют «Зелёным адом» с подачи Джеки Стюарта. Как и любой другой пилот, Стюарт боялся этой трассы, тем более во времена, когда смерть в гонках была привычным делом. А в день гонки в 1968-м шёл дождь, над трассой, вплотную к которой стоят деревья, был густой туман. Но Джеки Стюарт пилотировал бесстрашно.
Шотландец закончил лидером каждый круг гонки, а на финише опередил Lotus Грэма Хилла на четыре минуты и завоевал свою четвёртую победу в Формуле 1. В следующем году Стюарт впервые в карьере станет чемпионом, затем завоюет ещё два титула и ещё дважды победит на Нордшляйфе — именно здесь в 1973-м он выиграет свой последний Гран При.
8 советов новым хозяевам команды Williams
1965: Большой шлем Кларка
В 1965 году в Формуле 1 Джиму Кларку не было равных. Из шести первых этапов он выиграл пять (Гран При Монако Кларк пропустил ради старта в гонке 500 миль Индианаполиса, которую тоже выиграл!) и в очередной раз подтвердил своё превосходство на Гран При Германии.
Кларк выиграл квалификацию (с отрывом в 3,4 секунды!), лидировал от старта до финиша и проехал быстрейший круг гонки, но самое главное — за три этапа до финиша шотландец обеспечил себе второй чемпионский титул. Большой шлем на том Гран При Германии стал для Кларка восьмым и последним в Формуле 1 — уже 55 лет этот рекорд остаётся не побит, в то время как сам гонщик разбился в гонке Ф2 в 1968-м. Это произошло на другой немецкой трассе — Хоккенхаймринге.
1961: последняя победа Мосса
На Гран При Германии-1961 одну из самых красивых своих побед одержал Стирлинг Мосс. В том году в Формуле 1 доминировала Ferrari с новым шасси 156, однако под дождём на Нюрбургринге на первый план выходит талант пилота. На старте вперёд вырвался Джек Брэбэм на Cooper, но в одном из поворотов австралиец вылетел с трассы и сошёл с дистанции — вперёд вырвался Мосс.
Пока трасса оставалась мокрой, Мосс держался впереди пилотов Ferrari Фила Хилла и Вольфганга фон Трипса, однако чем суше становился асфальт, тем больше сказывалось преимущество итальянских машин. Но на 13-м круге дождь пошёл вновь, и британец на Lotus уверенно оторвался от гонщиков Ferrari, которым оставалось делить между собой второе место. Для Стирлинга Мосса эта победа стала 16-й в Формуле 1, а через два этапа — по окончании сезона — он покинул чемпионат мира.
«Я не шофер, я гонщик». Последнее гоночное интервью Стирлинга Мосса
1957: бенефис Фанхио
На Гран При Германии-1957 на Нюрбургринге свою последнюю победу в Формуле 1 одержал Хуан-Мануэль Фанхио, и аргентинец провел тогда одну из лучших гонок. Фанхио вышел в лидеры на третьем круге и начал отрываться от гонщиков Ferrari — Хоторна и Коллинза. Однако проблемы на пит-стопе отбросили чемпиона на третье место, и теперь он уступал Коллинзу более минуты. Но Фанхио всё отыграл и за два круга до финиша вернул себе первую позицию, опередив Коллинза на три секунды. «Не думаю, что когда-либо смогу ещё раз так проехать!» — заявил после финиша пятикратный чемпион мира. Кроме того, 24-я победа Фанхио стала рекордом Формулы 1 на тот момент — лишь спустя десять лет с ним сравняется Джим Кларк.