Новый Квят, или Что нужно знать о Юки Цуноде?
Познакомимся поближе с гонщиком AlphaTauri из страны Восходящего солнца и объясним, что у него общего с его российским предшественником...
AlphaTauri подтвердила состав пилотов на сезон-2021 — к Пьеру Гасли присоединится Юки Цунода, который в этом году провёл блестящий сезон в Формуле 2. Цунода будет первым японцем в Формуле 1 с 2014 года, когда Большие Призы покинул Камуи Кобаяши, и вместе с этим Юки станет первым гонщиком на старте Гран При, родившимся в 2000-х годах.
СЕНСАЦИЯ ЯПОНСКОЙ Ф4
Юки Цунода начал свой путь в автоспорте с картинга — как и подавляющее большинство пилотов кольцевых гонок. Японец уже в десять лет начал участвовать в соревнованиях, а к 14 годам гонялся на национальном уровне. Впрочем, до дебюта в «формулах» о нем никто не слышал.
В 2016 году Юки прошёл программу Suzuka Circuit Racing School, после которой попал в Honda Formula Dream Project — программу поддержки молодых пилотов от японского автопроизводителя. Именно благодаря Honda Цунода в 16 лет дебютировал в национальной Формуле 4 — и в первой же своей гонке, проходившей на Сузуке, Юки занял второе место.
На следующий год Цунода перешёл в национальную Формулу 4 на полном расписании и занял по итогам сезона третье место — впереди остались лишь Юкио Сасахара, который на несколько лет старше, и Ритомо Мията — двукратный чемпион Ф4.
Цунода взял реванш на следующий год. В сезоне-2018 Юки выиграл семь гонок из четырнадцати и лишь в трёх заездах не поднялся на подиум. 18-летний пилот завоевал титул, а на фоне сотрудничества Honda с Red Bull в Формуле 1 Юки был зачислен в программу австрийской команды.
ПЕРЕЕЗД В ЕВРОПУ
В 2019 году Цунода перебрался в Европу и выступал одновременно в двух чемпионатах — Формуле 3 и Евроформуле Open, проходивших на одинаковых машинах. В Ф3 Цунода особо не блистал — поначалу на незнакомой технике и трассах, на которых молодой гонщик оказался впервые, он с трудом набирал очки. Правда, к середине сезона Юки обрёл темп, и в спринте в Спа финишировал третьим, затем завоевал свой первый подиум в субботней гонке — третье место в Монце, а на следующий день — в спринте — одержал первую победу.
По итогам сезона Цунода тогда занял девятое место — не слишком впечатляюще, если не обращать внимания на то, что Андреас Эстнер — партнёр японца по Jenzer — не набрал вообще ни одного очка и закончил чемпионат на 26-й позиции. В Евроформуле дела шли чуть лучше — победа в Хоккенхайме, подиумы в Ле-Кастелле, По и Монце и четвёртое место по итогам сезона.
Кроме того, во время зимнего перерыва Цунода неплохо проехал сезон в Toyota Racing Series — новозеландском первенстве, популярном среди европейских пилотов, поскольку проходит оно в зимние месяцы и позволяет поддерживать форму. Юки в очередной раз оказался на совершенно незнакомой территории и совершенно незнакомых трассах, но всё же завоевал одну победу, дважды поднялся на подиум и стал четвёртым по итогам сезона.
Всё это вместе позволило Honda и Red Bull перевести Юки в Формулу 2 в сезоне-2020. Его новым напарником стал Джехан Дарувала из Индии — именно он боролся с Робертом Шварцманом за чемпионство в Ф3 в 2019-м.
Haas выбрала Никиту Мазепина. Чего ждать от российского гонщика в американской команде?
ДЕБЮТ В ФОРМУЛЕ 2
В Ф2 Цунода выступал за Carlin — в этой серии британская команда в первую очередь известна сезоном-2018, когда за неё выступал Ландо Норрис. Британец тогда одержал лишь одну победу, но до конца оставался единственным соперником Джорджа Рассела из ART Grand Prix. Затем на место Норриса пришёл Нобухару Мацушита, но он, несмотря на две победы, за титул побороться не смог.
Первый этап в Шпильберге для Цуноды не задался — в квалификации японец занял лишь 12-е место, более десятой уступив Дарувале, а в гонке врезался в напарника и получил штраф. Зато на втором этапе сезона Юки завоевал поул и уверенно лидировал под дождём, пока не уступил победу Шварцману из-за проблем с радио и запоздалого пит-стопа.
На Хунгароринге Цуноде вновь не повезло — в Юки врезался Нобухару Мацушита, зато в Сильверстоуне пришёл второй подиум — японец тогда на последнем круге опередил Кристиана Лундгора и поднялся на третье место. Здесь же к Юки пришла и первая победа — в спринте второго британского этапа Шумахер и Шварцман столкнулись в борьбе за первое место, и японец вырвался вперёд.
Прорывом для Юки стал этап в Спа, когда он завоевал второй подиум, и хотя уступил Мазепину, явно был быстрее россиянина. Никите удалось удержаться впереди лишь за счёт жёсткой обороны, за которую он в итоге получил штраф. Победу присудили Цуноде.
Ближе к концу сезона Юки рассматривали в качестве претендента на чемпионство, но неудачный этап на трассе Муджелло отбросил японца назад. Тем не менее, он занял второе место на этапе в Сочи, а на короткой трассе в Бахрейне красиво переиграл Шварцмана и Мазепина, сохранив шины, и завоевал третью в сезоне победу. В конце концов Цунода занял третье место в чемпионате и стал лучшим новичком сезона.
Треугольник и два овала. Самые странные трассы Формулы 1
По стопам Даниила Квята
Одного года в Формуле 2 для Хельмута Марко стало достаточно, чтобы взять Цуноду в Формуле 1, и в каком-то смысле японец пойдёт по стопам Даниила Квята, на место которого приходит в AlphaTauri. Россиянин не выступал ни в Формуле 2, ни в GP2. Но, как и Цунода, он очень рано попал в Ф1, а его первым напарником стал опытный Жан-Эрик Вернь. Квят Верня победил, благодаря чему в итоге заслужил место в Red Bull Racing.
Гасли, особенно на фоне победы в Монце, выглядит куда более сложным соперником, нежели Вернь. Тем не менее, именно относительно Пьера в Red Bull будут оценивать результаты Цуноды — тем более после того, как Квяту и Ферстаппену удалось не затеряться на заре карьеры.
Пока сложно судить о том, каких результатов ждать от Цуноды. С одной стороны, Юки блестяще дебютировал в Формуле 2 и с ходу начал бороться за победы, с другой — в Ф3 он был далеко от лидеров. Вопрос так же и в том, подойдёт ли стилю Юки машина AlphaTauri. Так, для Даниила Квята именно проблемы с неподходящим шасси стали определяющими в сезоне-2020 — когда россиянин разобрался с особенностями машины, было уже поздно.
Впрочем, у Цуноды будет по меньшей мере пара лет — было бы странно менять одного новичка на другого в преддверии перехода на новый регламент в 2022 году. Юки — очень работоспособный пилот, который сумел реализоваться в совершенно незнакомой среде и обратить на себя внимание сильных мира Формулы 1.
Сложно предсказать, как сложится карьера Цуноды в Больших Призах, однако нельзя исключать, что мы становимся свидетелями появления первого японца, которому суждено выиграть Гран При.
Не бьется и не горит: 5 главных аварий Ромена Грожана, не считая Гран При Бахрейна