Алексу Албону в пример. Как выступали в DTM бывшие гонщики Формулы 1
Мика Хаккинен, Ральф Шумахер, Жан Алези, Кеке Росберг... Англо-таец – далеко не первый, кто после ухода из Ф1 попробует силы в престижной кузовной серии
В сезоне-2021 Александер Албон будет выступать в DTM. Раньше эта серия считалась едва ли не самым престижным кузовным кузовным первенством в Европе, здесь продолжали карьеру даже чемпионы мира Формулы 1. А некоторым из экс-гонщиков Ф1 удавалось выиграть титул, но таких случаев крайне мало.
К сожалению, вызванный пандемией коронавируса экономический кризис добил и без того теряющую участников серию — техника Class One окончательно уходит в прошлое, а гонки DTM будут проходить на доработанных автомобилях класса GT. И пусть теперь это совершенно иные состязания, будет интересно сравнить достижения Албона с успехами других экс-пилотов Формулы 1.
Главный шанс Серхио Переса: Чего ждать от нового пилота Red Bull Racing?
КЕКЕ РОСБЕРГ
Дебютный сезон: 1992 (5-е место, победа в Вунсторфе + восемь подиумов)
Чемпион Формулы 1 1982 года Кеке Росберг после ухода из Больших Призов занялся гонками на выносливость — и даже выиграл два этапа чемпионата мира спорткаров с Peugeot, однако в Ле-Мане его экипаж не добрался до финиша. Тогда финн переключил своё внимание на DTM и в 1992-м сел за руль Mercedes. В первом же сезоне он выиграл одну гонку и занял пятое место в чемпионате.
Classic #DTM time...1992 - Keke Rosberg pic.twitter.com/56W3ANmPYX
— Classic DTM (@ClassicDtm) October 25, 2017
Сезон-1993 Кеке почти полностью пропустил, а в 1994-м присоединился к команде Joest, выставлявшей Opel. В итоге Росберг почувствовал, что больше заинтересован в карьере менеджера — и основал Team Rosberg. Эта команда до сих пор выступает в DTM и вместе с Рене Растом выиграла три чемпионата за последние четыре года.
Нико Росберг: Я не хочу больше быть гонщиком
АЛЕССАНДРО НАННИНИ
Дебютный сезон: 1993 (8-е место, две победы в Хоккенхайме + три подиума)
Вплоть до конца сезона-1990 Алессандро Наннини выступал в Формуле 1, но травмы, полученные в результате крушения вертолёта, поставили крест на продолжении выступлений в Больших Призах. Наннини однако смог вернуться в профессиональный автоспорт — в 1993 году он сел за руль машины Alfa Romeo в DTM. Уже вторую свою гонку — в Зольдере — он закончил на третьем месте. Затем последовал ещё один, а в конце года итальянец выиграл две гонки на Хоккенхаймринге. По итогам сезона Алессандро завоевал восьмое место.
#14 Bernd Schneider (Mercedes C-Class V6) e #7 Alessandro Nannini (Alfa Romeo 155 V6 TI) na etapa de AVUS do DTM 1995 pic.twitter.com/X5hbiUxO7W
— Felipe Meira (@Felipemmeira) July 18, 2020
В первой половине сезона-1994 Наннини выиграл четыре гонки и лидировал в чемпионате, на 13 очков опережая Клауса Людвига на Mercedes. Но во второй части чемпионата итальянец не смог поддерживать тот же темп и откатился в итоге на четвёртую позицию, а чемпионом стал Людвиг. В 1995-м Наннини больше не побеждал, а его Alfa Romeo не поднималась выше третьей позиции — это был его последний сезон в DTM. Однако в 1996-м он взял бронзу в Международном чемпионате по Турингу [ITCC].
НИКОЛА ЛАРИНИ
Дебютный сезон: 1993 (чемпион + десять побед)
Впрочем, как бы ни блистал после травмы Наннини, главной звездой Alfa Romeo в DTM был другой итальянец — Никола Ларини. До этого Никола несколько лет пытался обратить на себя внимание в Формуле 1, но располагал откровенно слабой техникой и не проходил даже квалификацию, за исключением сезона-1990 в составе Ligier.
Buon compleanno to 1993 DTM champ Nicola Larini, 55 today! Nicola won 18 DTM races in the mighty Alfa Romeo 155 V6 Ti, one of the most iconic and successful touring cars of the '90s. pic.twitter.com/4bzyWsUIV6
— DTM (@DTM) March 19, 2019
После 1991-го, когда автомобиль Modena позволил Ларини лишь пять раз в 16 гонках выйти на старт, итальянец остался резервистом Ferrari, а в 1993-м перешёл в Alfa Romeo в DTM. И он сходу стал чемпионом, выиграв почти половину гонок! В 1994-м Ларини вновь часто побеждал, но уступил титул, а после сезона-1995 сосредоточился на гонках ITCC и итальянском туринге.
К слову, Ларини стал далеко не первым экс-пилотом Формулы 1, выигравшим титул в DTM. В 1990-м этого добился Ханс-Йоахим Штук, дважды финишировавший на подиуме в Формуле 1 в сезоне-1977. Кроме того, можно упомянуть Эрика ван де Пуле и Паскаля Верляйна. Правда, оба сначала стали чемпионами DTM, а затем дебютировали в Ф1.
Легендарные гоночные машины в цветах Martini
ЖАН АЛЕЗИ
Дебютный сезон: 2002 (5-е место, победа в Донингтоне + два подиума)
Один из самых любимых пилотов Ferrari после ухода из Формулы 1 выступал за Mercedes в DTM. И дебютировал француз отлично — уже на первом этапе в Хоккенхайме в 2002-м он занял третье место, а на третьем — в Донингтоне — выиграл квалификационную и основную гонки.
Is #SparkSaturday a thing?
If not, we've just created it. We just needed an excuse to post this awesome picture of Jean Alesi on his way to his first @DTM victory back in 2002!
📸 Mick Walker pic.twitter.com/WYN6jgtNkw— Donington Park (@DoningtonParkUK) March 28, 2020
Казалось, Алези станет одним из претендентов на титул, но в последующие четыре года одержал лишь четыре победы и не поднимался в общем зачёте выше пятого места. В 2006-м Жан покинул DTM, однако позже стартовал в Ле-Мане, где занял четвёртое место в классе GT2 в экипаже с Джанкарло Физикеллой на Ferrari в 2010-м, и Индианаполисе на неконкурентоспособной машине Lotus в 2012-м.
Сын Жана Алези завершит гоночную карьеру?
ХАЙНЦ-ХАРАЛЬД ФРЕНТЦЕН
Дебютный сезон: 2004 (14-е место, три очка)
Хайнц-Харальд Френтцен выступал в Формуле 1 на протяжении десяти лет, дважды в его распоряжении были автомобили, способные выигрывать гонки, однако титул немец так и не взял. А после завершения карьеры в 2003-м он перешёл в родные для себя гонки DTM.
Happy birthday Heinz-Harald Frentzen! 🎂
He was a DTM driver between 2004-06, but is best remembered for that heroic F1 title challenge way back in 1999. 🏁🏆 pic.twitter.com/fHKXv9RJsY— DTM (@DTM) May 18, 2020
Но ни два года с Opel, ни сезон в Audi не принесли Френтцену побед — время от времени Хайнц-Харальд поднимался на подиумы, но даже в этих случаях не поднимался выше третьих мест. В конце 2006 года немец покинул DTM, а в 2008-м выступил в 24 часах Ле-Мана, но и тут ему не повезло: его экипаж на Aston Martin занял четвёртое место в своём классе.
Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира
МИКА ХАККИНЕН
Дебютный сезон: 2005 (5-е место, победа в Спа + два подиума)
Покинув Формулу 1, двукратный чемпион мира продержался без гонок лишь три года и в сезоне-2005 дебютировал в DTM. И дебют был блестящим: поул в первой квалификации, подиум во второй гонке, а в третьей — первая победа. После трёх этапов Хаккинен шёл в чемпионате вторым, уступая Гэри Паффетту всего два балла.
Classic #DTM time...Spa-Francorchamps 2005 - Hakkinen pic.twitter.com/zUCnSRMwPA
— Classic DTM (@ClassicDtm) September 24, 2020
В 2006 году Мика собирался бороться за титул, но не одержал ни одной победы и занял в чемпионате шестое место. Тем не менее страсть к гонкам вернулась, и Хаккинен даже провёл тесты в Формуле 1 с прицелом на возвращение. Поведение машины, однако, финна не впечатлило, от этой затеи он отказался и решил провести ещё один год в DTM.
Свой финальный сезон в DTM Хаккинен начал не слишком удачно, но победил на третьем и шестом этапах и оставался одним из сильнейших пилотов в пелотоне. Увы, запомнился Мика провалом в Барселоне, когда по неведомым причинам вынес Мартина Томчика в борьбе за лидерство — Хаккинена оштрафовали на € 20 тыс, дали пенализацию в десять позиций на решётке следующего этапа и исключили из протоколов гонки в Испании. С тех пор Мика провёл ещё несколько ралли и гонок на выносливость, но на регулярной основе больше не выступал.
Мика Хаккинен: Возможно, проблема в машине, а не в Албоне
РАЛЬФ ШУМАХЕР
Дебютный сезон: 2008 (14-е место, три очка)
Сразу после ухода Мики Хаккинена к Mercedes присоединился Ральф Шумахер. В первом сезоне младший брат Михаэля лишь дважды набирал очки и в итоге занял 14-е место в общем зачёте — сказался характер автомобилей DTM.
Michael with Ralf Schumacher at the start of his final DTM campaign in 2012#racingstyles #michaelschumacher #ralphschumacher #formula1 #dtm #racinglegends #mercedesamg #teamgear #racesuit #racing🏁 https://t.co/WcUBRDKG6j https://t.co/XCBfhzC4Qe pic.twitter.com/3gKpJhJ8sM
— 56 West (@the56west) May 31, 2019
В следующем году дела пошли чуть лучше — пятое место на Дижон-Пренуа, однако подиума Ральфу пришлось ждать четыре года — зато в начале сезона-2011 их было сразу два. Тем не менее уже на следующий год, так и не выиграв ни одной гонки, немец покинул чемпионат и завершил спортивную карьеру. Выше восьмого места по итогам сезона он так и не поднялся.
Ральф Шумахер: Посмотрим, что получится из возвращения Алонсо в Ф1
ДЭВИД КУЛТХАРД
Дебютный сезон: 2010 (16-е место, одно очко)
В начале 2010-х годов в DTM пробовал свои силы и Дэвид Култхард, правда, удачным опыт шотландца назвать не получится: за три года он лишь четыре раза набирал очки, а его лучшим результатом на финише было пятое место на Норисринге. По итогам сезона ДиСи не поднимался выше 15-й строчки.
David Coulthard (Mercedes, 2012) pic.twitter.com/IRtIveNrkO
— DTM (@DTM) March 27, 2020
ТИМО ГЛОК
Дебютный сезон: 2013 (9-е место, победа в Хоккенхайме + подиум)
В Формуле 1 немец провёл четыре почти сезона — по-настоящему полным был, правда, только один, а в каждом из остальных Глок хотя бы по разу не выходил на старт. Вместе с Toyota Тимо завоевал три подиума, а после ухода японцев три года без особого успеха сражался за аутсайдеров — Virgin/Marussia.
#DTM: Timo Glock ecstatic with “dream race” in Spielberg https://t.co/pB8YdZxVAn pic.twitter.com/rnGZGSENjw
— TouringCarTimes (@TouringCarTimes) May 22, 2016
В 2013 году Глок перешёл в BMW и уже в третьей своей гонке — в Шпильберге — поднялся на подиум, а под конец сезона победил в Хоккенхайме, но кроме этих двух случаев Глок очков не набирал. К следующие восемь лет одержал ещё несколько побед, а в 2018-м и 2020-м завершил чемпионат в первой пятерке.
Тимо Глок: Интересно, как долго еще Бинотто продержится во главе Ferrari
ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ
Дебютный сезон: 2014 (23-е место в чемпионате, ни одного очка)
Среди тех, кто после Формулы 1 отправился в DTM, был и первый россиянин в Больших Призах Виталий Петров. К сожалению, по-настоящему побороться Виталию не удалось: он получил одну из самых старых машин из обоймы Mercedes, которая к тому же была капризной и не слишком быстрой.
Vitaly Petrov @moscowraceway #DTM @EURONICS @MercedesAMG pic.twitter.com/kd4cYpFEwu
— Alan (@Rctwat) July 22, 2013
В итоге лучшим результатом Петрова стало 11-е место в Зандворте, а в турнирной таблице он расположился лишь 23-м. Больше Виталий в DTM не гонялся, а спустя некоторое время присоединился к SMP Racing в гонках на выносливость.
Виталий Петров хотел бы принять участие в Дакаре
РОБЕРТ КУБИЦА
Дебютный сезон: 2020 (15-е место, подиум в Зольдере)
В прошлом году ряды пилотов DTM пополнил без всякого преуменьшения легендарный Роберт Кубица. Поначалу результаты поляка оставляли желать лучшего — что для кого-то могло показаться поводом для насмешек. Однако весь прошлый год прошёл под знаком отставания BMW от Audi, а конкретно машина Кубицы к тому же готовилась силами частной ART Grand Prix, ранее в этих годах не участвовавшей.
Final weekend of the season in Hockenheim with a top eight finish for Robert Kubica in Race 1. #DTM pic.twitter.com/vtoyJtGYuT
— ART Grand Prix (@ARTGP) November 10, 2020
Даже товарищам по концерну Роберт по сути ничего противопоставить не мог. Но ближе к концу чемпионата Кубица увереннее почувствовал себя за рулём и финишировал третьим в Зольдере.