Трагедия в трёх актах. Что привело к сходу Шарля Леклера в Монако?
Что помешало пилоту Ferrari выйти на старт домашней гонки, которую он должен был начать с поула – халатность команды или тотальное невезение? Попробуем разобраться...
Фактически с Шарлем Леклером случилась настоящая драма в трёх действиях. Сначала он показал лучшее время в третьем сегменте квалификации, а затем врезался в стену. Это обеспечило ему поул-позицию, но также принесло 20 часов томительного ожидания ответа на вопрос: выдержала ли коробка передач при ударе машины об отбойник? «Наша машина бы такого не выдержала», – сказал после квалификации глава технического штаба Red Bull Racing Эдриан Ньюи. Это высказывание опытнейшего конструктора подчеркивает, что такие аварии редко проходят бесследно для автомобилей Формулы 1.
Был ли риск оправдан?
Проблема с коробкой передач была бы критичной для Леклера. Если бы Ferrari решила заменить коробку, то он потерял бы пять позиций на старте. И, разумеется, это бы положило конец любым мечтам о победе в гонке. Проверка машины в воскресенье утром показала: можно рискнуть.
Вообще какие варианты проверки машины есть у команды в условиях закрытого парка? Механики могут под присмотром инспекторов FIA переключить передачи вверх и вниз при запущенном двигателе, проверить масло на предмет металлических осколков, отследить возможные физические повреждения. Судя по всему, всё было в порядке. Тем более, сразу после аварии руководитель Ferrari Маттиа Бинотто сказал, что команда не собирается рисковать и главное – надёжность машины.
Третий акт драмы в Loews
Успокоившись, Леклер отправился на стартовую решётку. Когда он выехал из боксов, проблем не возникло. Но стоило ему ускориться на выходе из шпильки Loews, как он услышал громкий хлопок за спиной. В итоге обладателю поула пришлось медленно ползти в боксы, лишь повторяя по радио: «Нет, нет, нет».
В гараже механики быстро поняли, что проблема на самом деле не в коробке передач. С левой стороны был попросту вырван ведущий вал рядом с колесом. Это выглядело странно, учитывая то, что весь основной удар при аварии накануне пришёлся на правую часть. По этой причине Бинотто предположил, что проблема никак не связана с аварией, и даже замена коробки передач не помогла бы избежать этой поломки.
Но правильно ли всё сделали в Ferrari? Стоит понимать, что даже в режиме закрытого парка можно менять повреждённые детали. Решения принимаются техническим делегатом FIA Джо Бауэром. Но команда может менять только те детали, на которых видны явные повреждения. Замена чисто в качестве меры предосторожности в таком случае не разрешается.
Mercedes проиграла Red Bull и теперь грозит протестом. Хроника гоночного дня Формулы 1 в Монако
Ferrari проморгала проблему с приводом?
В отчёте Джо Бауэра были перечислены компоненты, которые заменила команда на машине Шарля после аварии: переднее крыло, заднее крыло, передняя правая подвеска, задняя правая подвеска, фрикционная смесь передних и задних тормозных колодок, рулевая рейка, насос тормозной системы, понтон с правой стороны. Левый приводной вал в этот список не входил. «Нам не разрешили менять этот узел, потому что он не был визуально поврежден», – объяснил после гонки Бинотто, защищая команду от обвинений в халатности. Но поскольку привод вышел из строя через два километра после выезда машины из боксов, сомнения остаются.
Было ли это действительно случайным стечением обстоятельств, учитывая то, как быстро сломалась деталь после тщательной проверки? Неужели авария действительно здесь ни при чем? С другой стороны, боковой удар при аварии пришёлся на правое колесо, и, разумеется, кинетическая энергия передалась через правый привод, через дифференциал на левую сторону. Возможно, оказалось повреждено соединение вала с колесом, но механики упустили это из виду. Окончательный ответ на эти вопросы будет получен только после тщательной проверки автомобиля на базе в Маранелло.
Однако каким бы большим ни было разочарование Леклера в Монако, он продемонстрировал просто образцовый командный дух. Он мог просто уйти к себе домой в Монте-Карло, закрыться и погрузиться в своё разочарование, но он оставался в боксах на протяжении всей гонки, а затем вместе с командой стоял под королевской ложей, празднуя подиум Карлоса Сайнса. Этот жест отметил даже Бинотто: «Шарль продемонстрировал то, насколько едина наша команда и насколько силён наш командный дух», – сказал глава коллектива.
Как бы то ни было, остаётся только надеяться, что у Шарля в нынешнем сезоне ещё будет возможность проявить себя. Но родной этап для Леклера проходил впервые за два последних года, что только усиливает разочарование от подобного провала со стороны команды. И неважно, была это халатность механиков про проверке машины после аварии или простой технический сбой...
Перевел и адаптировал: Александр Кожевников
Источник: Auto Motor und Sport