Для кого это сделано? Первые впечатления от спринт-квалификации в Формуле 1
В Сильверстоуне состоялась премьера короткой квалификационной гонки, определяющей решётку в воскресенье. Итог — шума было больше, чем дела...
Идея имплементации дополнительного короткого заезда в формат уик-энда появилась в паддоке Формулы 1 давно, но прошлогодняя попытка организовать квалификационный спринт с реверсивной решёткой столкнулась с тотальным неприятием, и от неё, к счастью, отказались.
Тем не менее идея не была забыта, и с приходом Стефано Доменикали её удалось провести в более понятном формате — без реверсивных решёток. Компромиссная схема получилась такой: в пятницу пилоты проехали квалификацию, по результатам которой начали спринт, а уже протоколы спринта стали определяющими для расстановки на стартовой решётки в основном заезде — воскресном Гран При Великобритании.
Как сложится гонка в воскресенье мы не знаем, но первые выводы о новом формате уик-энда сделать уже можно.
Макс Ферстаппен выиграл спринт-квалификацию, Льюис Хэмилтон – второй
Борьбы за поул не было
Ещё за неделю до спринта действующий чемпион мира Формулы 1 Льюис Хэмилтон обещал, что гонка не будет насыщенной обгонами, и так оно в итоге и вышло. Пилоты в группе лидеров были больше сосредоточены на воскресной гонке, а потому изо всех сил старались не рисковать и не испортить себе кульминацию уик-энда. И это наиболее ожидаемый подход в рамках предложенного формата.
Что до борьбы между лидерами, то здесь всё становится ещё прозаичнее: в случае явного преимущества одной из машин обладатель поула или его соперник попросту уезжает вперёд. В случае борьбы равных по скорости машин обгона тоже наверняка не будет: без пит-стопа нет возможности оказать прессинг, чтобы соперник быстрее убил резину, или переиграть тактически, а в грязном воздухе пройти его будет невозможно.
В данном случае судьба поула решилась в момент старта, хотя накануне квалификация прошла в крайне драматичном ключе, когда Mercedes каким-то чудом смогла поехать быстрее Red Bull Racing, но Хэмилтон допустил ошибку и едва не потерял всё, однако же остался быстрейшим. Стоит ли такая замена свеч, если и борьбы за победу в спринте особой нет и финальные минуты лишаются своего главного накала? Какая разница, кто как проведёт решающую попытку, если поул в спринте выиграет быстрейшая машина?
Попов, Брандл, Кравитц о спринте. Хроника субботы в Сильверстоуне. LIVE
Спринт — шанс лишь для середняков
На фоне того, что у лидеров на кону борьба за титул и позиции в Кубке конструкторов, середняки, в отличие от них, могут позволить себе рискнуть в спринте. И Фернандо Алонсо стал одним из героев короткой гонки. Испанец стартовал на самом мягком составе шин, ещё до первого торможения отыграл пару позиций, а потом уверенно влетел в третий поворот и прошёл ещё нескольких гонщиков.
Во второй половине гонки у Алонсо возникли проблемы с износом, он пропустил пилотов McLaren, но сумел отбиться от Феттеля. И это тоже пример осторожного подхода: Риккардо был намного быстрее, но при малейшем намёке испанца на защиту отступал и готов был отложить дуэль на воскресенье.
He's pretty good at these race starts, isn't he? 🚀@alo_oficial absolutely aces it at lights out in the F1 Sprint #BritishGP 🇬🇧 #F1 pic.twitter.com/RpA4JnDr1v
— Formula 1 (@F1) July 17, 2021
Феттель несколько кругов ехал вплотную за Фернандо, но обогнать его так и не решился, хотя его Medium позволял бороться с Alpine. Но Себ предпочёл не рисковать стартом с восьмой позиции — его команду такое вполне устраивало.
Алонсо стал одним из двух пилотов, отыгравших в спринте наибольшее число позиций. Другим стал Кими Райкконен, который, как и испанец, рискнул проехать заезд на Soft. Райкконен тоже отлично стартовал и прошёл на первом круге Джовинацци, который в этом году квалифицируется заметно лучше своего возрастного напарника, а потому будет стартовать в воскресенье выше. Справедливо ли это? Тоже спорный вопрос.
Что год грядущий нам готовит... Технический обзор машины Ф1 2022 года
Сайнс чуть не потерял весь уик-энд
Одним из главных моментов короткой гонки стал инцидент между Джорджем Расселом и Карлосом Сайнсом — британец зацепил Ferrari на первом круге, из-за чего испанец оказался в конце пелотона. Не то чтобы Сайнс провёл очень сильную квалификацию — он был девятым, уступив Леклеру 0,17 секунды, но Ferrari едва не потеряла одну из машин ещё до старта гонки по неосторожности пилота Williams.
Сайнс, к счастью, сумел отыграть почти все позиции и будет стартовать 11-м (вместо девятой позиции), а вот для Серхио Переса спринт завершился настоящей катастрофой: мексиканец допустил ошибку на ровном месте, повредил автомобиль и в итоге закончил заезд в боксах. В воскресенье Перес будет стартовать с последнего места.
LAP 7/17
A big spin from Sergio Perez - no real damage done apart from dropping him down to P18 👀#BritishGP 🇬🇧 #F1Sprint pic.twitter.com/oEqmYDBgX7— Formula 1 (@F1) July 17, 2021
С одной стороны, все пилоты находятся в равных условиях, и Чеко поделом оказался на последнем ряду стартовой решётки, с другой — в воскресном Гран При у Red Bull Racing в лидирующей группе вновь будет лишь один автомобиль. Когда техническое преимущество на стороне австрийцев, такое развитие лишь на пользу интриге. А что если бы на месте Переса оказался бы Валттери Боттас, и Mercedes была бы скована в стратегии? Полезна ли в принципе такая мера для Формулы 1?
Эксперимент признают удачным
Несмотря на то, что 17-круговой заезд без пит-стопов получился довольно пресным, эксперимент почти наверняка признают удачным, поскольку он соответствует двум требованиям. Во-первых, он не дискредитирует систему определения чемпиона (нет реверсивных решёток или какого-то слишком большого количества очков за полугонку), а во-вторых — делает три дня Гран При соревновательными.
Одна из главных проблем национальных промоутеров гонок Формулы 1 — привлечение зрителей на трибуны в пятницу. Но никаким образом свободные заезды не могут в пятницу стать поводом для рядовых фанатов приехать на трассу, зачастую расположенную далеко от города.
Зато квалификация — может. Субботний день несколько потерял в ценности, и это в первую очередь бросается в глаза по второй сессии свободных заездов — в условиях, заметим, закрытого парка. Но это неважно, поскольку сильно приобрёл в ценности первый день заездов. И теперь, если вы и правда заинтересованный болельщик, вы не можете позволить себе пропустить пятницу. И купите билет на весь уик-энд, а не только на выходные дни.
В целом, как показал этот уик-энд, в коротких субботних гонках нет ничего плохого — пока организаторы не переворачивают решётки. В то же время ценность квалификации резко снижается, и тем самым организаторы рискуют остаться без зрителей не только в пятницу, но и в субботу. И вот тогда разговоры о реверсивных решётках вновь зазвучат в офисах Liberty Media.