90 лет квалификации: величайшие быстрые круги в истории Формулы 1
От сенсационного поула итальянского новичка в 14-километровом Спа до шок-выступления многократного чемпиона мира в ночном Сингапуре…
90 лет назад, весной 1933 года, в Монако состоялось историческое событие. По предложению директора гонки Шарля Фару вместо традиционной в то время жеребьёвки провели заезд с хронометражем и на основе результатов сформировали стартовый порядок. Обладателем поула тогда стал итальянец Акилле Варци на Bugatti, который на следующий день выиграл и гонку.
Формат, существовавший за океаном ещё с 1915 года, быстро прижился, стал неотъемлемой частью Гран При и подарил в будущем немало ярких и неповторимых моментов. Британское издание Motorsport Magazine составило список самых памятных эпизодов за эти 90 лет.
Эудженио Кастеллотти
Гран При Бельгии-1955
В середине 50-х редко кто кроме гонщиков непобедимой Mercedes, Хуана Мануэля Фанхио и Стирлинга Мосса, оказывался на лидирующей позиции и мог по праву назвать себя быстрейшим в Формуле 1. Но изредка случались и удивительные исключения, как в Спа-1955, где неожиданно поул у «Серебряных стрел» увёл новичок Формулы 1 Эудженио Кастеллотти на машине Lancia D50.
На старой 14-километровой трассе в Бельгии было проще-простого допустить ошибку, особенно 24-летнему пилоту, проводившему лишь третий Гран При в карьере. Но молодой итальянец проявил удивительную стойкость: преодолел круг чисто и стабильно, показал лучшее время 4 минуты 18 секунд и опередил Фанхио на полсекунды.
Кастеллотти не финишировал в гонке, сойдя с дистанции на 16-м круге из-за поломки коробки передач. Но сенсационной победы в квалификации ему хватило, чтобы обратить на себя внимание Ferrari и подписать со Скудерией контракт на оставшуюся часть сезона.
10 интересных фактов о первой в истории гонке Формулы 1
Хуан Мануэль Фанхио
Гран При Германии-1957
Ох и тяжёлая задача определить лучший из 29-ти поулов Хуана Мануэля Фанхио, но делать нечего, попробуем. По крайней мере есть один веский довод в пользу успеха Маэстро в квалификации на «Северной петле» Нюрбургринга в 1957 году.
На своей первой попытке на 22-километровом кольце аргентинский гонщик Maserati привёз всем впечатляющие десять секунд. И как ни старались соперники дальше по ходу заезда, а дотянуться до безумного времени 9 минут 25,6 секунды не смогли. Обладатель второго места Майк Хоторн на Ferrari в итоге отстал почти на три секунды.
Выступление Хуан Мануэля в гонке – отдельная история. После заминки на пит-стопе на середине дистанции он не просто потерял лидерство, но и вернулся на трассу третьим в 40 секундах позади нового лидера Хоторна. За оставшиеся 10 кругов Фанхио догнал и обогнал сначала Питер Коллинза, а потом расправился и с Хоторном, после чего полетел к победе и досрочному пятому чемпионскому титулу.
В «Зелёном аду» и не только: 12 самых крутых гонок на Нюрбургринге
Джим Кларк
Гран При ЮАР-1965
В 1965 году Джим Кларк провёл величайший сезон в истории. «Летучий шотландец» завоевал свой второй чемпионский титул в Формуле 1, выиграл Инди 500, стал чемпионом в британской и французской сериях Ф2 и Тасманской серии. Мало? Что же, в квалификации Гран При ЮАР в начале года он выдал поистине феноменальный круг.
Гонщик Lotus задавал темп во всех трёх тренировках, а по ходу квалификации снял со своего лучшего результата 0,6 секунды и показал время 1.27,2 секунды. Из-за сильного ветра в концовке заезда он прибавить не смог, но и предыдущего результата хватило с лихвой, чтобы занять поул-позицию. Ставший вторым действующий чемпион Джон Сертис отстал на 0,9 секунды! При том что на своём лучшем круге Кларк объехал соперника, которого развернуло прямо перед ним.
Удивительно ли, что гонку на следующий день Джим выиграл с отрывом полминуты?
А была ли раньше трава зеленее?
Джеки Стюарт
Гран При Канады-1970
Можно ли выиграть поул на сырой недоработанной машине? Трёхкратный чемпион мира Формулы 1 Джеки Стюарт не даст соврать – можно! На этапе в Монт-Треблане-1970 он продемонстрировал это на деле.
Концовка того сезона, омраченного регулярными поломками и сходами, превратилась для Стюарта и его команды Tyrrell в тесты. В Канаду они привезли Tyrrell 001, первую машину собственного производства, и все тренировки сравнивали её с клиентской March 701. В конце свободных заездов, когда были разыграны стартовые позиции, основная машина сломалась, и Джеки пришлось срочно пересесть в тестовую. Не проблема – свой последний быстрый круг он промчался с лучшим временем 1.31,5 и отодвинул на второе место Жаки Икса на Ferrari.
В гонке, правда, сырость Tyrrell 001 дала о себе знать: на 31-м круге сломалась полуось. Но базис был заложен хороший. Через год за рулём этой машины Стюарт завоевал свой второй титул, выиграв шесть из 11-ти гонок и завоевав четыре поул-позиции.
Сэр Джеки Стюарт: Учителя называли меня жирдяем
Карлос Ройтеманн
Гран При Аргентины-1972
Что может быть приятнее для дебютанта Формулы 1, чем поул на родной трассе? Ну разве что победа в гонке. До победы в дебюте на Гран При Аргентины-1972 Карлос Ройтеманн не дотянулся, но вот поул-позицию на родной земле завоевал.
Аргентинец, приглашённый в пару к Грэму Хиллу в Brabham, выдал серию из пяти кругов в стиле Джима Кларка. С каждым кругом он ехал всё быстрее и быстрее и в последней попытке показал лучшее время 1.12,460, сместив с первой строчки главного фаворита сезона, на тот момент двукратного чемпиона мира Ф1 Джеки Стюарта. Причём если шотландца Ройтеманн опередил на 0,2 секунды, то ставшему третьим Денни Хьюму из McLaren привёз почти секунду.
Как уже говорилось выше, завершить дебют победой в гонке герой местных трибун не смог. Он финишировал лишь седьмым после заминки на пит-стопе. Но главное дело было сделано: Карлос обратил на себя внимание и через две гонки в Спа вышел на старт уже в качестве основного пилота Brabham.
Кеке Росберг
Гран При Великобритании-1985
В квалификации Гран При Великобритании-1985 в Сильверстоуне чемпион мира 1982 года Кеке Росберг не просто завоевал поул, опередив на секунду своего товарища по Williams Найджела Мэнселла, но и установил рекорд на следующие полтора десятилетия. Финн промчался с невиданной ранее средней скоростью 258 км/ч. Этот рекорд продержался ни много ни мало 17 лет, прежде чем в Монце-2002 Хуан-Пабло Монтойя показал 259 км/ч.
«Я увлекся, и если вы хотите остаться в живых, то не должны делать подобных вещей. Машина выглядела как самолет! Это было невероятно. Казалось, что колёса вот-вот оторвутся от земли», – так описал свой исторический быстрый круг отец Нико Росберга.
Правда, в гонке поул не принёс ему удачи. Кеке выбыл из-за поломки выхлопной системы.
Айртон Сенна
Гран При Монако-1988
К сожалению, сенсационный круг Айртоны Сенны на Гран При Монако-1988 не был записан на онборд-камеру, но всё равно считается одним величайших в истории. Шутка ли, бразилец даже напарника по McLaren Алена Проста опередил на невероятные 1,9 секунды.
«Я оторвался на две секунды от всех остальных, включая моего партнёра по команде на такой же машине. Это не значит, что он был медленным, просто я был очень быстр в тот момент.
Машина ехала буквально по рельсам. Не оставалось свободного пространства трассы, которое я мог бы ещё задействовать. Поскольку я ехал на лёгкой машине с режимом двигателя, рассчитанном на скорость, а не на стабильность, в какой-то момент я вдруг понял, что ничего не вижу перед собой, кроме отбойников вдоль трассы. Я почувствовал себя словно в туннеле и понял, что превысил пределы безопасности. Запаса не оставалось. Поняв это, я сразу замедлился...
Медленно вернувшись в боксы, я сказал себе: «Сегодня был особенный день. Хватит. Не надо больше выезжать, потому что ты стремишься в зону, которую не совсем понимаешь и в которой уязвим. Ты едешь бессознательно».
Вне конкуренции бразилец был и в гонке, оторвавшись на 55 секунд к заключительной части дистанции. До победы было рукой подать, но за 12 кругов до финиша Айртон потерял концентрацию и врезался в ограждение перед въездом в туннель, разбив машину.
Городские пижоны. Лучший в истории Ф1 гонщик на городских трассах
Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен
Гран При Японии-2000
Гонку на Сузуке в конце 2000 года большинство, наверное, помнят по двум причинам: в тот день Михаэль Шумахер наконец-то выиграл титул с Ferrari после пяти лет попыток, а по ходу дистанции он постоянно обменивался лучшими кругами со своими главным преследователем Микой Хаккиненом. Но превью этого интенсивного сражения двух лучших пилотов конца 90-х и начала 00-х была их дуэль в субботу в квалификации.
Как и спустя сутки в гонке, немец и финн оставили соперников далеко позади и постоянно обменивались ударами, на каждой попытке обновляя лучшее время круга. На последних минутах Хаккинен вышел вперёд с результатом 1.35,834. Чтобы ответить и вернуть себе поул у Шумахера был один круг – 5,3 км и 19 поворотов. Первый сектор он прошёл с отставанием 0,039 секунды, на втором отыграл 0,012 секунды и на финишной черте снял 0,009 секунды с результата «Летучего финна».
На пресс-конференции после квалификации Шумахер просто сиял от радости, чего нельзя было сказать про Хаккинена, который был угрюмее обычного.
F1-2000. Шасси, вернувшее Ferrari на вершину Формулы 1
Льюис Хэмилтон
Гран При Сингапура-2018
Сложно выбрать единственное лучшее выступление рекордсмена по числу поулов Льюиса Хэмилтона. Может, Монца-2020, где британский пилот проехал с рекордной средней скоростью 264 км/ч? Или Штирия-2020, когда он привёз всем невероятные 1,2 секунды? Нет, всё-таки, наверное, Сингапур-2018.
На свободных заездах в тот уик-энд доминировали Red Bull Racing и Ferrari, потому лидер Mercedes не числился среди фаворитов и, скорее, относился к аутсайдерам в сражении за поул-позицию. Но в ключевой момент он взял и оставил конкурентов позади, проехав все три сектора с быстрейшим временем и заняв первое место с впечатляющим отрывом 0,3 секунды.
«Не понимаю, откуда у меня взялась такая скорость. Я в шоке, просто в шоке – у меня нет слов», – с удивлением отреагировал Льюис на свой неожиданный успех.
В дополнение к своему впечатляющему квалификационному выступлению, на следующий день на тот момент пятикратный чемпион мира выиграл гонку.
Произведения чемпиона: 10 лучших побед сэра Льюиса Хэмилтона
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: motorsportmagazine.com/articles/single-seaters/f1/90-years-of-qualifying-f1s-greatest-one-lap-performances/