Лучшие гонщики WRC в сезоне 2013 года
В 2013-м впервые за долгое время в WRC сменился чемпион. Дэвид Эванс отмечает лучших пилотов первого сезона новой раллийной эпохи, а мы не забываем о россиянах
В первый раз за минувшую декаду сильнейшим раллистом планеты стал не Себастьен Лёб. Правда, ни имя чемпиона, ни та уверенность, с которой он завоевал титул, не изменились: другой Себ на другой машине разгромил соперников в стиле своего тёзки - с подавляющим превосходством.
Немецкая марка Volkswagen вернулась в WRC со новым хэтчбеком Polo R – и Ожье на раллийных спецучастках не было равных: девять побед в 13-ти этапах, включая два триумфа в прямом сражении со своим принципиальным соперником Лёбом – такой результат поистине впечатляет.
Находясь в тени Ожье, остальные гонщики чемпионата, включая его напарников, а также представителей Citroen и Ford, все же выходили иногда на передний план, но в конечном счете все они оказались повержены.
AUTOSPORT составил список лучших пилотов минувшего сезона WRC, который обязательно войдет в историю автоспорта – а мы дополнили его рассказом о российских участниках чемпионата мира-2014.
1. Себастьен Ожье
Команда: VW Motorsport
Машина: VW Polo R WRC
Позиция в личном зачете: 1-й (290 очков)
Побед на этапах: 9
Побед на спецучастках: 111
Есть минутка? А четверть часа? Прекрасно, тогда устройтесь поудобнее и посмотрите за Ожье на допе Ouninpohja на Ралли Финляндия-2013. Посмотрели. Остались вопросы? Отлично. Вот как должен пилотировать чемпион мира.
В этом году Ожье был безупречен во всех отношениях, но на финальном допе в Финляндии он смотрелся просто блестяще. То, как он агрессивно направляет машину в поворот на шестой передаче, попадает на апекс и отлавливает её скольжение на выходе, где скорость зашкаливает за 160 км/ч, поистине захватывает.
Подлинный талант заметен именно в подобных моментах. В VW мечтали о таком дебютном сезоне – и Ожье сделал его реальностью. Великолепный год в исполнении француза.
2. Тьерри Нёвиль
Команда: Qatar WRT (M-Sport)
Машина: Ford Fiesta WRC
Позиция в личном зачете: 2-й (176 очков)
Побед на этапах: 0
Побед на спецучастках: 22
Нёвиль не лучшим образом начал свои выступления за M-Sport, налетев на скалу в Монте-Карло на допе Burzet всего в паре километров от того же места, где он сошел в прошлом году. Но с этого момента отношения между бельгийцем и британской командой неизменно крепчали.
В первый раз Нёвиль поднялся на подиум на этапе в Мексике, после чего еще шесть раз финишировал в тройке призеров, по итогам года завоевав звание вице-чемпиона.
Главным достижением 25-летнего пилота стала стабильность за рулем очень быстрой машины WRC, особенно заметная в восьми последних гонках сезона. А способность бороться с Ожье придет с годами.
3. Себастьен Лёб
Команда: Citroen Total Abu Dhabi
Машина: Citroen DS3 WRC
Позиция в личном зачете: 8-й (68 очков)
Побед на этапах: 2
Побед на спецучастках: 21
Считаете, что пилот, стартовавший всего в четырех ралли в этом году, не заслужил третье место в нашем рейтинге? Как бы не так! Лёб стал в 2013-м единственным, кому удалось хотя бы на время потеснить Ожье с первой строчки общего зачета. Более того, девятикратный чемпион мира даже сохранял за собой вторую строчку едва ли не до середины сезона.
Себастьен подтвердил свой класс и природный талант в Аргентине и Франции, доказав, что все еще способен выступать на самом высоком уровне, даже несмотря на отсутствие полноценных тренировок и паузы в выступлениях.
Оттого еще более обидно, что он не смог записать себе в актив победу в Эльзасе. Но прощальная поездка француза по улицам родного города в финальный день гонки, когда он с юношеским энтузиазмом высунулся в окно машины и искренне приветствовал своих болельщиков, стала одним из самых эмоциональных моментов 2013 года.
4. Роберт Кубица
Команда: PH Sport
Машина: Citroen DS3 RRC
Позиция в личном зачете: 13-й (18 очков), чемпион WRC2
Побед на этапах: 0
Побед на спецучастках: 0
Быстро обретя ожидаемую скорость на асфальте, по-настоящему Кубица впечатлил своим темпом на гравии. Он учился, слушал и делал выводы.
Поляк быстро продемонстрировал, что наголову превосходит всех своих соперников в WRC2, и его претензии куда больше, чем просто титул в "младшем" классе.
Ну а самое главное расстройство в этом году Кубица испытал в Уэльсе. Вынужденно сменив штурмана, а заодно и польский язык чтения стенограммы на итальянский, Роберт растратил впустую свой самый большой пока что шанс за рулем заводской машины Citroen WRC.
Тем не менее, высокая скорость поляка в этом сезоне стала одной из главных тем для разговоров. А если этот темп подкрепить еще и опытом нескольких лет выступлений, то Кубица вполне может войти в элиту раллийных гонщиков мира.
5. Яри-Матти Латвала
Команда: VW Motorsport
Машина: VW Polo R WRC
Позиция в личном зачете: 3-й (162 очка)
Побед на этапах: 1
Побед на спецучастках: 31
В первой половине сезона Латвале никак не удавалось приручить Polo R WRC – масштаб проблем финского новобранца команды казался особенно серьезным, поскольку его напарник Ожье был с машиной «на ты», так как на протяжении всего предыдущего года занимался её развитием.
Победа на Ралли Акрополис придала Яри-Матти уверенности в себе, но неважное выступление в Финляндии свело все его старания на нет. Поразительно, но на рыхлом гравии финн на протяжении всего года смотрелся не лучшим образом, тогда как на асфальте его темп был просто отличным.
Латвала, без сомнений, заслуживал победы в Испании, да и во Франции вполне реально претендовал на неё. На протяжении всего года Яри-Матти страдал от технических проблем (в частности, именно они не позволили гонщику выиграть на каталонском этапе), но все равно ему по силам навязать борьбу Ожье. Для этого Яри-Матти просто надо стать чуть умнее и быстрее, а также добавить уверенности в себе.
6. Микко Хирвонен
Команда: Citroen Total Abu Dhabi
Машина: Citroen DS3 WRC
Позиция в личном зачете: 4-й (126 очков)
Побед на этапах: 0
Побед на спецучастках: 10
2013-й определенно должен был стать годом Микко Хирвонена. Но сложно представить, как бы обстоятельства в минувшем сезоне могли сложиться для финна еще хуже.
По обыкновению неважно выступив в Ралли Монте-Карло, Хирвонен настраивал себя на победу в Швеции, но тот этап закончился для него вскоре после старта в придорожных деревьях.
С того момента прессинг на гонщика Citroen только возрастал. Когда все шло хорошо, финн держался вторым позади Ожье, но в минувшем сезоне удача слишком часто отворачивалась от него – можно вспомнить хотя бы прокол и проблемы с электрикой, которые оставили Хирвонена вне борьбы за звание сильнейшего в Аргентине.
Сюда же можно отнести большой проигрыш времени в Финляндии, когда именно на время проезда Микко пришелся самый сильный дождь. Или же абсолютно нетипичную ошибку для штурмана Хирвонена Ярмо Лехтинена, которую тот допустил в Уэльсе.
Хирвонен заслуживает большего и еще должен взять свое.
Евгений Новиков
Команда: Qatar WRT (M-Sport)
Машина: Ford Fiesta WRC
Позиция в личном зачете: 7-й (69 очков)
Побед на этапах: 0
Побед на спецучастках: 11
Новикову в этом году был выписан большой кредит доверия. Два прошлогодних подиума, продление контракта с сильной командой M-Sport, где больше не было явного лидера – перед стартом чемпионата ожидания от россиянина были как никогда велики.
Увы, дела у москвича не задались с самого старта сезона, когда аварии на первых трех этапах стоили ему потери большого количества очков. И хотя впоследствии в вопросе стабильности Новикову удалось добиться определённых подвижек к лучшему, сделать это удалось лишь ценой некоторой потери в скорости.
В то время как его менее опытный напарник Нёвиль собирал коллекцию из призовых кубков, сам Евгений стабильно боролся в середине первой десятки, редко угрожая позициям лидеров. Все могло измениться в Греции, где россиянин взял такой темп, что уже после трёх допов уехал от преследователей на полминуты. Увы, прокол и последовавшие за ним технические проблемы вновь не позволили гонщику показать свои истинные возможности.
Лучшими по итогам сезона стали четвертые позиции в Португалии и Аргентине – вряд ли были пределом мечтаний как для самого пилота, так и для его болельщиков. Восьмая позиция в таблице общего зачета стала если и не шагом назад, то уж точно не движением вперед.
За оставшиеся до старта нового розыгрыша WRC недели москвичу предстоит что-то предпринять, чтобы получить конкурентоспособную технику – а затем за её рулем демонстрировать скорость и стабильность одновременно.
…и не только
Кроме того, в нынешнем сезоне свои силы на трассах WRC пробовали еще восемь россиян. Наибольших успехов среди них добился Алексей Лукьянюк: дебютант чемпионата мира вышел на старт финского этапа и стал за рулем Mitsubishi Lancer сильнейшим в Классе 3 для "стандартной" техники.
Остальные же добились не столь заметных успехов. Дмитрий Бирюков и Василий Грязин провели по две гонки, а Радик Шаймиев, Сергей Бакулин, Игорь Буланцев, Дмитрий Воронов и Никита Кондрахин ограничились одним стартом.
На этом фоне весьма убедительно смотрится третье место украинского пилота Юрия Протасова (на фото) в общем зачете WRC2. Угнаться за Робертом Кубицей и Абдульазизом Аль-Кувари киевлянину не удалось, но еще четыре десятка соперников остались позади. Лучшей гонкой Юрия стала австралийская: он завоевал 11-е место в общем зачете и второе в своем классе.
Кроме того, в WRC2 очки зарабатывали земляки Протасова – Алексей Тамразов, Валерий Горбань и Алексей Кикирешко, а также Арман Смаилов из Казахстана, которому ассистировал российский штурман Андрей Русов.