Как устроена команда первенства GP2 на примере Russian Time
Как известно, любой гоночный коллектив состоит из множества составляющих, при этом исключительной особенностью этого механизма всегда является его слаженность и дисциплинированность. Чтобы узнать изнутри, как выглядит “кухня” гоночной команды GP2, мы отправились на этап серии в Абу-Даби в составе российского коллектива Russian Time...
Что такое команда Russian Time?
Команда серии GP2 состоит из 12 человек: это инженеры, механики, руководящий состав. В составе Russian Time выступают российский пилот Артём Маркелов и итальянец Раффаэле Марчелло. В сезоне-2016 команда заняла третье место в командном зачете.
При этом история команды началась в 2013 году, и тогда же пришли первые успехи – коллектив занял первое место в командном зачете, а пилот Сэм Бёрд стал вице-чемпионом серии.
Годом позже к команде присоединился российский пилот Артём Маркелов, что стало знаменательным событием для всего российского автоспорта.
Прибытие грузов и начало работы
Грузы команд GP2 прибывают примерно за неделю до каждого этапа. В этот раз все грузы, минуя базы команд, направлялись из далекой Малайзии, где состоялся предыдущий этап. Все хлопоты в отношении логистики берет на себя само руководство чемпионата. Помимо непосредственно болидов и запасных частей к ним также производится доставка шин и прочего сопутствующего оборудования.
“Распаковку” машин механики начинают во вторник перед гоночным уик-эндом – этого времени обычно хватает, чтобы собрать автомобиль и уже начать работать с ним.
Среда. Начало
В среду начинается самое интересное. Механики команды занимаются машиной практически весь день, чтобы ближе к вечеру успеть провести тренировки пит-стопов. Недооценивать важность этой процедуры нельзя: в боевом режиме будет важна каждая десятая секунды.
Механики раз за разом повторяют этот процесс (в сумме за среду получилось провести более десяти тренировок), все фиксируется на камеру, чтобы потом была возможность проанализировать каждый шаг всех членов команды. Все результаты также сохраняются, а также ведется наблюдение за соседними коллективами – как и в любом другом виде спорта, здесь нельзя отставать ни на шаг от соперников.
А где гонщики, спросите вы? Если вы думаете, что гонщики в это время где-то отдыхают, то окажетесь совершенно не правы. Расписание гонщиков по время уик-энда расписано буквально по минутам, и даже если их самих нет на трассе, то с вероятностью 99% вы можете угадать, чем они заняты – физической подготовкой. Сюда входит не только тренажерный зал, но и бассейн, кросс-фит, упражнения на координацию и так далее. Мало не покажется.
После тренировок болиды закатывают в боксы, накрывают чехлами, и все собираются по домам. Основная работа еще впереди.
Четверг. Прогулка по трассе
День для команды начинается достаточно рано: уже в 9:30 механики в боксах команды начинают работу над машинами, чтобы уже к 14:00 иметь возможность отправиться на прогулку по трассе. К этому времени на автодром уже приходят пилоты, и после небольшого брифинга с инженерами команда отправляется на трассу.
В этом процессе задействованы все главные силы команды: инженеры проверяют работу радио на всех участках трассы, проверяют свойства покрытия, и в полной ли мере эти измерения совпадают с теми, что были использованы при тестировании на симуляторе. Гонщики и их инженеры в основном акцентируют свое внимание на гоночной траектории и изменениях (или их отсутствии) в покрытии, поребриках и т.д.
Особое внимание уделяется так называемым “бубликам” – оранжевым ограничителям, призванным не допустить срезку поворотов. В моделях трассы на симуляторе не всегда они присутствуют, однако из-за того, что они представляют опасность для самого автомобиля, им уделяют такое внимание. Один из таких, например, установлен в пятом повороте Yas Marina Circuit – при неудачном же попадании на него гонщик попросту может сломать подвеску и выбыть из борьбы.
Прогулка заканчивается традиционным для команды селфи. По словам руководителя команды Светланы Стрельниковой, сначала команда не восприняла всерьез идею фотографироваться во время прогулок по трассе. Однако потом им эта традиция понравилась, и они сами уже спрашивают, когда и где будут фотографироваться.
После этого гонщики вместе с руководством команды уходят на общий брифинг всех команд GP2, на котором обсуждаются насущные проблемы предстоящего уик-энда. Уже после брифинга рабочий день для всех заканчивается – теперь есть немного времени отдохнуть перед началом гоночных заездов.
Пятница. Поехали!
Пятница – крайне ответственный день. У команды есть всего одна 45-минутная тренировка, чтобы успеть подготовиться к квалификации. Однако главная проблема автодрома в Абу-Даби для команд GP2 состоит как раз в разнице температур, при которых происходят основные заезды: тренировка проходит утром по жаркой погоде, квалификация и первая гонка же проходят вечером, когда условия совсем иные. Вот эту головоломку и предстоит решить пилотам и их инженерам в эти дни.
Из-за раннего начала тренировки пилоты появляются на трассе уже в 9:30 и сразу же начинают брифинг с инженерами, обсуждая настройки на свободные заезды. В перерывах между этим общением гонщики погружены в себя – слушают музыку, делают упражнения на координацию, разминаются. Помимо этого гонщиков зовут на встречи с фанатами в F1 Village. Так, например, в пятницу Артём ходил в F1 Gamezone, где соревновался с поклонниками автоспорта на симуляторах.
Сессия начинается в 11:15, однако до этого времени вся команда должна переместиться на пит-лейн, который используют команды Формулы 1. Для этого у каждого коллектива есть специальный гольф-кар, к которому крепятся прицепы с шинами и запасными деталями, и этот своеобразный “паровоз” отправляется в сторону паддока “Королевских гонок”. Гонщики же добираются до пункта назначения “своим ходом”, то есть уже за рулем болида GP2.
Между сессиями гонщики даром время не теряют и отправляются обратно в отель, чтобы успеть немного отдохнуть, а затем снова приступить к физподготовке. Они возвращаются приблизительно к 16:00, чтобы успеть настроиться на вечернюю квалификацию, которая стартует в 19:40.
Подготовка к квалификации аналогична процедуре, которая уже была проведена во время сессии свободных заездов, однако напряжение в команде заметно выше: в концовке сезона Russian Time боролась за второе место в командном зачете, поэтому каждая позиция на вес золота. Стоит ли говорить, что один из решающих заездов всего сезона проходил как для гонщиков, так и для всего коллектива под большим прессингом.
Суббота. Все на старт!
В программе гоночного уик-энда в Абу-Даби первая гонка GP2 являлась заключительным действием на трассе в субботу. Перед этим трассу успели опробовать в гонке пилоты GP3, а также пилоты Формулы 1, проведшие третью сессию свободных заездов и квалификацию. Из-за позднего старта (19:40 по местному времени) у гонщиков была возможность лучше восстановиться и прийти на трассу позже обычного. Однако поздний старт создал и дополнительную головную боль для всех инженеров команды: характеристики дорожного полотна существенно отличались от тех, что были днем ранее – нехватка данных сказывалась на подготовке машины.
Согласно регламенту, продолжительность первой гонки составляет один час или 170 км. Каждый гонщик обязан использовать оба комплекта сухой резины (жесткий и мягкий комплекты). Обладатель поула получает дополнительные четыре очка в зачет чемпионата. По итогам гонки первой десятке финишировавших начисляются очки по следующей схеме: 25, 18, 15, 12, 10, 8, 6, 4, 2, 1. За быстрый круг в гонке гонщик также получает два зачетных балла.
Расположение пилотов на стартовой решетке второй гонки определяется итогами первого заезда, но при этом применяется правило “реверсивной решетки”, когда первая восьмерка гонщиков стартует в обратном порядке. Первая восьмерка финишировавших получают очки: 15, 12, 10, 8, 6, 4, 2, 1.
Отдельным пунктом хотелось бы рассказать о выборе стратегии на гонку. В серии GP2 есть два типа резины, которые должны быть использованы по ходу дистанции: Prime (более жесткие) и Option (более мягкие). Очевидно, что более мягкие шины имеют преимущество по темпу, однако их износ гораздо выше, нежели у жестких шин. Поэтому при подготовке к гонке важным моментом является просчет всех возможных вариантов развития событий (включая стратегии соперников) для выбора наиболее оптимального варианта стратегии.
После квалификации, в пятницу, мнения членов команды по поводу того, на каких шинах стартовать, разделились: каждый мог привести аргументы за и против того или иного типа резины. После долгих размышлений и анализа все-таки было решено стартовать на шинах типа Option, что в итоге принесло свои плоды.
Сказать, что в боксах перед гонкой царит напряжение, – значит, не сказать ничего. Но напряжение никак не сказывается на дисциплине и подготовке машин: все работает как часы. Примерно за 15 минут до старта гонки весь коллектив команды отправляется на пит-лейн Формулы 1 для подготовки к заезду. В боксах по-прежнему остается “группа поддержки” пилотов и один из сотрудников команды.
После завершения первой гонки в боксах царила поистине радостная и расслабленная атмосфера, однако финальная битва была еще впереди, так что пока Артём занимался “приятными” обязанностями, раздавая интервью журналистам и официальному сайту GP2, команда уже приступила к анализу данных с гонки, посекундному просмотру записи пит-стопов и т.д. Даже традиционного для таких моментов запаха шампанского в воздухе не было – в Абу-Даби алкоголь находится под запретом, поэтому на подиуме пилоты поливают друг друга... газировкой!
Отдыхать некогда – воскресная гонка начинается по меркам Абу-Даби достаточно рано – в 14:20, поэтому гонщики должны прибыть на трассу на следующий день в 11:00. После короткого брифинга с инженерами все расходятся по домам. Завтра всех ждет сражение за второе место в чемпионате.
Воскресенье. Решающее сражение
Наступило воскресенье, а с ним и финальная гонка этого сезона.
Последний рывок, после которого всю команду ждет заслуженный отдых. Вся гоночная программа команды сосредоточена в первой половине дня, после чего коллектив может немного расслабиться и готовиться к предстоящей вечеринке по итогам сезона GP2.
Но лишь немного, поскольку всем предстоят еще постсезонные тесты на трассе Яс-Марина, и только после этого вся техника будет отправлена на базу, а члены команды отправятся на заслуженный отдых...