Бруно Мишель: Нам было бы интересно провести этап в Сочи
Бруно Мишель – не новичок в автоспорте. В нынешнем году исполнилось ровно два десятилетия, как он занял пост генерального менеджера в команде Ligier. Именно в ту пору он близко сошелся с Флавио Бриаторе, вместе с которым реализовал несколько успешных проектов.
Потом француза позвали земляки из Renault – руководить программой подготовки молодых пилотов. А когда в начале прошлого десятилетия Берни Экклстоун с тем же Бриаторе задумали заменить отжившую своё Формулу 3000 новой серией GP2, возглавить её пригласили именно Мишеля.
С тех пор долговязая фигура в неизменных тёмных очках стала обязательной частью пейзажа в паддоке Гран При. И любой молодой гонщик, серьезно нацеленный пробиться в Формулу 1, отлично знает: лишь выступления в сериях Мишеля – а с 2010 года к GP2 добавилась и "младшая сестра" GP3 – дают мало-мальскую гарантию достижения этой цели.
О том, как он оценивает собственные достижения, о прогнозах на финал нынешнего сезона и перспективах проведения этапов молодёжных первенств в Сочи Бруно рассказал в интервью AUTOSPORT.com.ru.
Господин Мишель, вы являетесь боссом очень успешных молодежных серий на протяжении уже почти десяти лет. Что вам кажется главным достижением за этот период?
Бруно Мишель: Конечно же, тот факт, что такое количество пилотов перешло из GP2 в Формулу 1. Именно ради этого мы создавали серию, и я рад, что все наши чемпионы за исключением двух в итоге оказались в Больших Призах. Это же касается большинства серебряных и бронзовых призеров. Сейчас больше половины пелотона Ф1 составляют наши выпускники.
Сейчас больше половины пелотона Ф1 составляют наши выпускники
Бруно Мишель
Вашим следующим шагом стала организация GP3? И этот чемпионат тоже оказался очень удачным. Стоит ли ждать продолжения – скажем, серии GP4?
БМ: Нет, не думаю. Сейчас GP3 очень верно позиционирована с точки зрения гоночного маркетинга. FIA, со своей стороны, успешно продвигает Формулу 3 и собирается развивать Формулу 4. Потому с нашей стороны, мне кажется, было бы неправильно приходить в ту же нишу.
Как по-вашему, а в уик-энд Ф1 вообще можно включить новые серии?
БМ: Знаете, об этом лучше всего спросить мистера Экклстоуна, так как вопрос целиком и полностью лежит в его компетенции. Но сейчас мы видим, что при наличии Суперкубка Porsche, GP2 и GP3 расписание уже очень плотное.
Впрочем, на отдельных этапах к ним присоединяются и какие-то местные гонки. Так что добавить что-то еще хоть и непросто, но при желании возможно. Но в целом тот пакет серий, который собран в рамках Гран При Ф1, показывает себя крайне эффективным, потому что и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье на трассе что-то происходит – с раннего утра и до вечера.
Только у нас проходят четыре гонки, да квалификации в этом году также складываются очень интересно, так что мы явно усиливаем программу уик-эндов.
Как вы оцениваете соперничество разных гоночных серий…
БМ: Какое соперничество?
Скажем, между GP2 и Формулой Renault 3.5 – за быстрых пилотов, за сильные команды?
БМ: Думаю, что мы хорошо справляемся со своей работой, потому я не слишком волнуюсь из-за соперничества с кем-либо. Организаторы других серий решили прийти в тот же сегмент, где уже были мы – понятно, что это не самая лучшая идея. GP2 идет своей дорогой и добивается успеха. У нас выступают сильные команды, а состав пилотов я бы назвал вполне достойным. Кроме того, в следующем годы мы снизим цены, чтобы наше предложение по-прежнему оставалось выгодным для пилотов и их спонсоров.
Что до GP3, то после перехода на 400-сильные моторы эта серия заметно укрепила свои позиции. Мне кажется, у нас всё в порядке – а в остальном гоночный рынок является открытым, и каждый здесь волен делать то, что считает правильным. Но я не обеспокоен тем, что делают другие, потому что у нас дела идут успешно.
В мире гонок деньги становятся все более и более определяющим фактором. Как по-вашему, можно сокращать расходы?
БМ: Для нас это довольно просто, потому что мы сами устанавливаем правила в своих чемпионатах: определяем календарь и необходимые технические параметры машин. Мы напрямую ведем переговоры с поставщиками, потому, когда нужно добиться сокращения расходов, сделать это довольно несложно.
Даже меня впечатлил дебютный сезон Russian Time в GP2
Бруно Мишель
Есть вполне четкие меры, позволяющие добиться этой цели. Кроме того, наш плюс в том, что у всех команд GP2 или GP3 одинаковые интересы. В других чемпионатах это может быть не так. И должен сказать, это не теория – наши методы отлично работают на практике.
Согласны ли вы с тем, что переход на новые машины GP3 отчасти лишил эти молодёжные гонки зрелищности?
БМ: Согласен, если мы говорим о первой половине сезона. Этапы в Спа и Монце получились очень интересными. Вспомните GP2 – почти каждая гонка в нынешнем сезоне получалась фантастически яркой. В GP3 пилотам не удавалось пилотировать столь же агрессивно, мы быстро поняли это и выяснили причины. Сейчас наши специалисты работают над ними, чтобы внести необходимые изменения к будущему сезону.
Можете рассказать об этих изменениях поподробнее?
БМ: В первую очередь они касаются шин. Кроме того, мы работаем над аэродинамикой и еще парой моментов. Глобальная цель – дать пилотом больше уверенности, чтобы они могли атаковать. Гонщики должны иметь возможность пилотировать как минимум столь же агрессивно, как в GP2.
Там мы добились в точности того, чего хотели – и что-то похожее мне бы хотелось видеть и в GP3.
Что вы думаете о расширении командой Russian Time своей программы и скором дебюте в GP3?
БМ: Я очень доволен. Какое-то время назад Игорь [Мазепа, руководитель команды] рассказал мне, что изучает такую возможность. В GP2 они потрясающе справляются со своей работой – команда лидирует в общем зачете в преддверии финала сезона! Честно говоря, даже я впечатлен их дебютным сезоном в GP2 и не сомневаюсь, что в GP3 они также будут очень сильны. Для России важно, что в молодежных сериях у неё есть команда, которой по силам выигрывать. Надеюсь, это позволит привести в Ф1 новых пилотов из вашей страны.
Кого бы вы назвали своим фаворитом в преддверие финала каждой из серий?
БМ: В GP3, нет сомнений, титул разыграют [Факундо] Регалья и [Даниил] Квят. Я бы сказал, что Регалья показал себя более стабильным пилотом по ходу всего сезона, а Квят набрал отличный ход во второй его половине.
Я очень доволен такой ситуацией и уверен, что все решится в самой последней гонке. Не могу сказать, что мои симпатии на чьей-то стороне, я буду очень рад победе каждого из гонщиков. Очень здорово, что кто-то из них станет нашим чемпионом. Что касается команд, тут все уже ясно – титул вновь достался ART.
Даниил Квят набрал отличный ход во второй половине чемпионата GP3
Бруно Мишель
В GP2 нас также ждёт потрясающая развязка с участием Фабио [Леймера] и Сэма [Бёрда], плюс к тому определится и сильнейшая команда. Сейчас впереди Russian Time, но Carlin и Racing Engineering очень близко. У меня вновь нет фаворита – самое главное, что финиш чемпионата вновь будет очень интересным.
Вопрос, который очень волнует всех поклонников гонок в России – увидим ли мы ваши серии в будущем году в Сочи?
БМ: Мы ведем дискуссии, на "Формуле Сочи" у меня была возможность в очередной раз обсудить ситуацию с Олегом Забарой и Николаем Бутурлакиным. Им бы хотелось, чтобы мы приехали, нам тоже было бы интересно провести этап в Сочи – осталось договориться, как именно реализовать эту идею. Дискуссии продолжаются – надеюсь, мы сможем прийти к договорённостям.
Если говорить о вашем личном мнении – этот этап нужен молодежным сериям, которыми вы руководите?
БМ: Это были бы очень хорошие гонки. Осмотрев все, что уже построено и строится в настоящее время в Сочи, взглянув на окрестные красоты – я понимаю, что очень хочу видеть здесь GP2 и GP3, выступающие в рамках уик-энда Формулы 1. У меня нет сомнений, что это будет особенная трасса. Думаю, и организаторы Гран При России понимают ситуацию. Нам осталось просто обо всем договориться.