Берни и Макс: 101 год на двоих...
В роли дуэта в Формуле 1 этих двоих людей представить довольно трудно. Удивительно, но у 84-летнего Берни Экклстоуна и 17-летнего Макса Ферстаппена много общего - и дело не только в том, что они оба не собираются сбавлять обороты. В Австрии глава менеджмента Больших Призов и юный пилот дали официальному сайту Ф1 совместное интервью...
Берни, вы хотели бы вновь стать 17-летним?
Берни Экклстоун: О, нет! Когда я рос, это были не самые радостные времена, но, по крайней мере, они были более человечными, более реалистичными, что ли. Сегодня все очень скоротечно и довольно поверхностно. Технические инновации все большее влияние оказывают на нашу жизнь.
Раньше одно твое слово значило очень много, а сейчас вместо него подписываются контракты на сотни страниц. Чрезмерное регулирование - вот что сейчас происходит в жизни и в Формуле 1. Возможно, лучшее, что я мог бы сделать, если бы вновь стал 17-летним - это найти 18-летнюю подружку (смеется).
Вы можете описать жизнь в 17 лет?
Берни Экклстоун: Я ее не помню! Это было так давно… А, помню, что я ездил на мотоциклах! Я всегда на чем-то ездил - велосипеды, мотоциклы, машины - все, что попадалось под руку.
Макс Ферстаппен: А я буквально живу в своей мечте! Мне всего 17, а я уже езжу в Формуле 1! Невероятно!
Берни Экклстоун: Ты это заслужил. Ты настоящий гонщик!
(Берни похлопал Макса по спине. Молодой голландец покраснел)
Берни, сейчас много говорят о былых временах в Формуле 1, когда пилоты были "настоящими мужиками", а сейчас, мол, в кокпитах сидят мальчишки. Можно ли было представить пару десятилетий назад, что в Больших Призах дебютирует 17-летний пацан?
Берни Экклстоун: Когда я был молод, это были настоящие гонки. Но я не думаю, что возраст - это ключевой фактор, главное - способности. Также важен опыт. Есть такой термин, я слышал, - фактор снижения усталостной прочности. Если ты начинаешь карьеру в двадцать, то к тридцати ты можешь уже устать и захотеть перемен. Чем позже дебютируешь, тем позже настанет такой момент.
Вы довольно рано завершили свою карьеру пилота. Что стало ключевым фактором?
Берни Экклстоун: В 20 лет я нередко попадал в аварии, к тому же, уже тогда у меня неплохо шли дела в бизнесе. Так что я решил предпочесть безрассудному риску спокойное ведение дел. Возможно, где-то в глубине я понимал, что я недостаточно одарен для гонок.
Макс Ферстаппен: Я испытываю уважение к тем, кто может добровольно уйти. Для всех гонщиков эта работа - настоящая мечта, гонки дают ощущение жизни. Уйти по причине того, что ты недостаточно хорош - это, по-моему, истинное торжество разума над чувствами. Есть возможность проявить себя в чем-то другом. У нас много примеров, когда люди слишком долго задерживаются в гонках и ничего не добиваются.
Берни Экклстоун: Гонки - это действительно мечта, но только тогда, когда ты выигрываешь. Какой смысл гоняться, если все время проигрываешь?
Макс, с чем ты связываешь тот факт, что в свои 17 лет ты уже участвуешь в Формуле 1?
Макс Ферстаппен: Иначе быть просто не могло. У нас в доме все вертелось вокруг гонок! Папа и мама гонялись, а яблоко от яблони…
Но успех в молодые годы просто так не приходит. Как вы думаете, чему вы научились у своих отцов?
Берни Экклстоун: Ничему.
Макс Ферстаппен: Я вырос в семье, помешанной на гонках. Мой отец мне все показывал. Как надо делать и, что более важно, как не надо! Карьера пилота Ф1 - вещь довольно хрупкая…
Берни Экклстоун: К тому же, ты можешь дебютировать очень рано и быть быстрее всех, но без удачи чемпионом мира не стать!
Макс Ферстаппен: Это правда. Посмотрите на Фернандо Алонсо. Он по-прежнему остается одним из лучших гонщиков в пелотоне, но за последние пять лет ничего не выиграл, а сейчас о титуле ему даже говорить не приходится.
Быть лучшим гонщиком недостаточно - нужно также гоняться в лучшей машине, иначе ничего не получится.
Берни Экклстоун: Нужно просто оказаться в нужное время в нужном месте.
Макс Ферстаппен: Может, вы мне подсобите в этом, Берни? Хотя я должен признать, что счастлив выступать за команду Toro Rosso!
Берни, какой совет вы бы дали 17-летнему парню?
Берни Экклстоун: Не слушай много советов. Пытайся сам давать оценки. Делай только то, что считаешь нужным для себя. Лично я так всегда и поступал. Также я посоветовал бы ему беречь нажитые деньги и не разбрасываться ими.
Макс Ферстаппен: А я так и делаю. Мне не нужны все эти новомодные гаджеты, я целиком сосредоточен на своей карьере.
С кем бы ты предпочел отужинать - с Берни или с шикарной женщиной?
Макс Ферстаппен: С Берни - 100 процентов! В общении с женщиной вряд ли можно чему-то научиться в отношении Формулы 1, а у Берни есть чему учиться! Он построил этот спорт, кроме того, он является одним из самых успешных бизнесменов в мире.
Карьера для меня важнее, чем девушки. В спорте может появиться лишь один шанс, и я не собираюсь его упускать!
Берни Экклстоун: Какой продуманный молодой человек...
Макс, а какой совет ты мог бы дать Берни?
(Макс замешкался на секунду, а потом повернулся к Берни с вопросом: «Неужели никак нельзя сделать машины громче и быстрее?»)
Берни Экклстоун: Странно слышать это от столь юного парня. Честно говоря, худшее, что могло произойти с Формулой 1 - эти современные двигатели. По сути, это уже и не двигатели. Батареи, гибриды, вся эта требуха - это уже не моторы!
К тому же, все эти переговоры по радио между инженерами и гонщиками - всему этому должен быть положен конец! Пилоты вновь должны оказаться в центре внимания - они должны сами управлять машинами и демонстрировать свои способности. Обещаю, Макс, это вернется в Ф1.
Макс Ферстаппен: Это было бы великолепно! Даже для нас - молодых гонщиков - такое количество технических нюансов - это перебор. Я бы сказал, что сейчас мы лишь процентов на 20 заняты непосредственно гонками, а остальные 80 процентов времени уходят на отслеживание всех этих показателей. Знаете, что я делаю, чтобы избавиться от этого?
Берни Экклстоун: Что?
Макс Ферстаппен: Я постоянно говорю своим инженерам, чтобы они не давали мне всю эту излишнюю информацию. Они буквально забрасывают нас всеми этими цифрами и показателями. Иногда я даже отключаю монитор на руле во время гонки!
Я хочу полагаться только на собственные инстинкты! Не это ли, в конце концов, отличает обычных пилотов от великих гонщиков?
Берни Экклстоун: Блеск! Надеюсь, новый регламент 2017 года будет что надо!
Берни, вы бы сели вместе с Максом в обычную машину, чтобы проехать быстрый круг в Спа?
Берни Экклстоун: Без сомнений!