IndyCar: В преддверии Техаса 600. Часть первая
В ночь с субботы на воскресенье стартует девятая гонка сезона 2015 года серии IndyCar — Firestone 600. Она пройдёт на трассе Texas Motor Speedway, скоростном овале протяжённостью в полторы мили.
Дистанция гонки составит 600 км. Да, в заокеанских гонках любят круглые и крупные цифры, и поэтому в этот раз более привычные нам километры.
Трасса
Texas Motor Speedway, Fort Worth
Протяжённость: 1,5 мили
Угол наклона в поворотах: 24 градуса
На квад-овале и обратной прямой: 5 градусов
Вместимость: 112,552 зрителя (ранее — 191,122)
Дата открытия: 29 февраля 1996 года
Дистанция гонки: 600 км (373 мили)/248 кругов
В прошлом году число зрительских мест на обратной прямой сократилось. Теперь там установлен самый большой в мире экран с картинкой в формате HD.
Стратегия, шины и настройки
Топлива под зелёным фагом в Техасе хватает примерно на 50 кругов. В 2013 году резина при этом позволяла проехать лишь около 35, и именно она была определяющим фактором времени пит-стопа. Но год назад пилоты смогли проходить длинные отрезки около 50 кругов.
Стоит напомнить, что, в отличие от дорожных и городских трасс, тут нет более мягкого и более жёсткого составов. Но сами составы разные на всех четырёх колёсах, при этом практически под каждый овал существует своя комбинация по резине, и на некоторые колёса - свой уникальный состав. Как и в Индианаполисе, шины на правой стороне будут жёстче, а на левой - мягче, при этом переднее левое более жёсткое, чем заднее левое. Из-за асимметричной настройки подвески под «бэнкинг» (наклон в поворотах) шины изнашиваются неравномерно, что приводит к вибрациям.
Уже примерно после третьего или пятого круга тут невозможно пройти трассу газ в пол. После трагедии в Лас-Вегасе в конце 2011 года пилоты согласились приехать в Техас на следующий год только в том случае, если организаторы избавятся от «паковых» гонок, когда пилоты идут бок о бок, газ в пол, в несколько рядов. Одной из мер как раз стали менее стойкие шины.
Другой мерой стала аэродинамика. Если раньше в Техасе в IndyCar использовался уровень прижимной силы ближе к среднему, то начиная с 2012 года, когда появились новые машины Dallara DW12, для Техаса были выбраны маленькие крылья и низкий уровень прижимной силы, почти такой же, как в Индианаполисе. Всё это заставляет пилота бороться с машиной и искать траектории, и не позволяет большую часть гонки идти газ в пол.
В 2012 году машину Дарио Франкитти настроили неправильно, и по ходу гонки уже на пит-лейне механикам пришлось менять настройки стабилизатора поперечной устойчивости, что отняло много времени, но без этих изменений машиной было почти невозможно управлять.
Диапазон настроек заднего крыла в этом году будет между параметрами в «минус 6» и «минус 10,5» градусов. В целом в этом году пилотам может быть чуть легче, так как в их распоряжении будет немного больше прижимной силы за счёт новых обвесов и упомянутого выше нового диапазона настройки крыла.
В Техасе высокий уровень нагрузки на технику - порой не выдерживает мотор или коробка передач. С 2011 года на овалах нет кнопки "Push to pass", зато из кокпита можно регулировать жёсткость пружин и высоту задней правой части машины.
Большую роль в Техасе играет ветер. Он является серьёзной проблемой на любой скоростной овальной трассе, но тут само место ветреное, несколько лет назад во время одной из гонок серии NASCAR Sprint Cup скорость ветра здесь была выше 20 км/ч.
Гонка стартует при свете дня и высоких температурах, но потом станет темнеть, а температура будет падать. Прямо по ходу гонки нужно будет менять настройки машины (в кокпите можно менять несколько настроек подвески, механики могут менять регулировки переднего крыла и давление в шинах), корректировать траектории и подход к прохождению круга. При этом базовые настройки, скорее всего, будут установлены именно на так называемую «ночную часть» гонки.
Расклад сил
Элио Кастроневес побеждал в Техасе четыре раза (в 2004, 2006, 2009 и 2013 годах), а Уилл Пауэр считает эту трассу своей домашней, так как его жена уроженка города Плано, который находится в 30 км от автодрома. Австралиец одержал здесь свою первую победу на овале в 2011 году, тогда он выиграл одну из двух коротких сдвоенных гонок.
Из действующих пилотов здесь также выигрывали Тони Канаан (2004), Скотт Диксон (2008), Райан Бриско (2010), Джастин Уилсон (2012) и Эд Карпентер, выигравший в прошлом году. Возможно, он выстрелит и в этом сезоне, что позволит ему забыть неудачную гонку в Индианаполисе.
Вспоминая прошлый год, нельзя также не вспомнить блестящее выступление в Техасе Михаила Алёшина, пилота SMP Racing, который тогда провёл уверенную гонку и финишировал седьмым. Это был его первый финиш в топ-10 на овале - лишь во второй подобной гонке в карьере.
Победители гонок на Texas Motor Speedway
2014 - Эд Карпентер (Ed Carpenter Racing)
2013 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2012 - Джастин Уилсон (Dale Coyne Racing)
2011 - гонка 2: Уилл Пауэр (Team Penske)
2011 - гонка 1: Дарио Франкитти (Chip Ganassi Racing)
2010 - Райан Бриско (Team Penske)
2009 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2008 - Скотт Диксон (Chip Ganassi Racing)
2007 - Сэм Хорниш-мл. (Team Penske)
2006 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2005 - Томас Шектер (Panther racing)
2004 - гонка 2: Элио Кастроневес (Team Penske)
2004 - гонка 1: Тони Канаан (Andretti Green Racing)
2003 - гонка 2: Жиль де Ферран (Team Penske)
2003 - гонка 1: Эл Анзер-мл. (Kelley Racing)
2002 - гонка 2: Сэм Хорниш-мл. (Panther racing)
2002 - Джефф Уорд (Chip Ganassi Racing)
2001 - гонка 2: Сэм Хорниш-мл. (Panther racing)
2001 - гонка 1: Скотт Шарп (Kelley Racing)
2000 - гонка 2: Скотт Гудьир (Panther racing)
2000 - гонка 1: Скотт Шарп (Kelley Racing)
1999 - гонка 2: Марк Дисмор (Kelley Racing)
1999 - гонка 1: Скотт Гудьир (Panther racing)
1998 - гонка 2: Джон Пол-мл. (Byrd/Cunningham Racing)
1998 - гонка 1: Билли Боат (A.J. Foyt Enterprises)
1997 - Ари Лиендайк (Treadway Racing)
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru